МОСКВА, 16 марта 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного к трехлетней годовщине воссоединения Крыма с Россией.
Абсолютное большинство россиян (97%) считает Крым частью России. Три года назад, еще до объявления результатов референдума в Крыму и официального вхождения территории в состав РФ, с этим были согласны 89% наших сограждан.
Уверенность в том, что присоединение полуострова к России принесло пользу стране в целом сегодня высока как никогда: об этом говорят 78% опрошенных (по данным ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник»). Негативные последствия отмечают 13% респондентов (24% среди 18-24-летних, 20% среди москвичей и петербуржцев). Еще выше доля россиян, отмечающих положительный эффект для самих крымчан (89% - максимум за два года измерений).
В то же время Крым и Севастополь не считаются дотационными регионами: 84% россиян полагают, что они должны получать из федерального бюджета финансовую поддержку в том же объеме, что и другие субъекты РФ со схожими условиями (в 2014 г. так считали 63%). Доля респондентов, говорящих о необходимости повышенной денежной помощи сократилась вдвое: с 23% в апреле 2014 г. до 10% в марте 2017 г.
Согласно анализу компании «Медиалогия», с 2014 по 2016 годы по теме «Крым» в российских СМИ было зафиксировано 4 137 009 сообщений. Наиболее заметные события в СМИ в 2014 г.: «Референдум о статусе Крыма», «Владимир Путин подписал указ «О признании Республики Крым»», «Совет федерации одобрил присоединение к России Крыма»; в 2015 г.: «Блэкаут в Крыму», «Путин поздравил россиян с первой годовщиной вхождения Крыма в состав РФ», «Путин запустил первую нитку энергомоста в Крым»; в 2016 г.: «ФСБ рассказало о задержании украинских диверсантов в Крыму», «Суд Амстердама отказался вернуть «скифское золото» музеям Крыма и постановил передать его Украине, Плавучий кран затонул у берегов Крыма».
Данные комментирует руководитель департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов: «Осознание того, что Крым стал неотъемлемой частью России, больше не базируется на эмоциональном порыве, как в первые дни и месяцы после исторического воссоединения. Сегодня сформированы вполне устойчивые рациональные аргументы, объясняющие, почему Крым – это Россия, равноправные субъекты федерации, со своими правами и обязанностями, со своей вполне отчетливой ролью в национальной экономике и системе безопасности страны. Экономический кризис сократил число желающих помогать новым субъектам финансово, но не наблюдается абсолютно никаких движений в пользу возвращения их Украине».
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 2-3 марта 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
В 2016 г. был проведен телефонный опрос. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный объем ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.
В 2014-2015 гг. были проведены квартирные опросы.
Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 39 100 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: 2014-2016 гг. Рейтинги событий построены по показателю «Медиалогии» - заметность события, который определяется как сумма заметности сообщений по определенной теме во влиятельных СМИ.