Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Общество

Социальные лифты в России: вам наверх?

Бизнес, спорт, культура и военная служба - четыре наиболее эффективных социальных лифта сегодняшней России.
Фото:
Коротко о главном
  • Топ-5 наиболее «рабочих» социальных лифтов по мнению россиян: спорт (88%, +5 п.п. к 2020 г.), наука и образование (84%, +7 п.п. к 2020 г.), военная служба (83%), бизнес (80%, +12 п.п. к 2018 г. и к 2020 г.) и общественные организации (79%, +6 п.п. к 2020 г.).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Топ-5 наиболее «рабочих» социальных лифтов по мнению россиян: спорт (88%, +5 п.п. к 2020 г.), наука и образование (84%, +7 п.п. к 2020 г.), военная служба (83%), бизнес (80%, +12 п.п. к 2018 г. и к 2020 г.) и общественные организации (79%, +6 п.п. к 2020 г.).

МОСКВА, 18 декабря 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян об эффективности социальных лифтов в нашей стране.

Застряли или приехали?

Социальные лифты способствуют продвижению людей в обществе. Как правило, речь идет о восходящем движении — к более высокому социальному статусу. На этот процесс существенно влияют общественные, экономические и технологические изменения: одни лифты становятся неэффективными, им на смену приходят новые. В наши дни топ-3 наиболее «рабочих» социальных лифтов в представлениях россиян выглядит следующим образом: спорт (88%, + 5 п.п. к 2020 г.), наука и образование (84%, +7 п.п. к 2020 г.), военная служба (83%). Эти лифты россияне считают «работающими» в течение последних пяти лет. Их лидерство, по-видимому, определяется не только культурно-историческими особенностями российского общества, но и понятными, прозрачными механизмами «подъема», социальной мобильности. Это либо конкуренция и объективные достижения, как в спорте, либо продолжительность обучения, признанные заслуги, как в науке, либо четкая иерархия, как в армии.

Есть лифты, которые год от года «работают» то лучше, то хуже. Например, культура: в 2018 г. ее называли в числе эффективных лифтов 69%, но в пандемийный 2020 г. показатель снизился (64%). Эпидемиологические ограничения на массовые мероприятия ощутимо ударили по шоу-бизнесу. Сегодня эта сфера полностью реабилитировалась в глазах наших сограждан (71%).

В 2020 г. россияне ставили более низкие оценки еще одному социальному лифту — общественным организациям (2018 г. — 80%, 2020 г. — 73%, 2023 г. — 79% г.). Общественные организации, которые обычно активно взаимодействуют с обществом, могли оказаться менее видимыми для россиян в этот период.

Некоторые лифты со временем начинают «ехать медленнее», например Русская православная церковь (61%, −6 п.п. к 2018 г.). А другие, напротив, «ускоряются», прежде всего это бизнес (80%, +12 п.п. к 2018 г. и 2020 г.). Возрастающая оценка бизнеса как социального лифта отражает важность предпринимательства для российского общества. Сегодня он все чаще рассматривается как сфера возможностей для достижения высокого социального статуса.

В числе других набирающих очки социальных лифтов — государственное и муниципальное управление (59%, +9 п.п. к 2020 г.) и политика (54%, +7 п.п. к 2018 г. и 2020 г.). Сегодня с помощью интернета, в том числе социальных сетей, люди получили возможность быстро и легко получать информацию о политических событиях и принимать участие в их обсуждении, что способствует формированию представлений о важности государственного и муниципального управления и политики. Свою роль сыграла и политическая ситуация в стране и мире. Перемены и вызовы стимулируют интерес и активное участие граждан в политической жизни. Непредсказуемость и сложность современного общества могут вызвать желание разобраться в политических процессах, влиять на принимаемые решения и более осознанно участвовать в государственном управлении.

Мобильность для молодых

Россияне из разных социально-демографических групп немного по-разному смотрят на возможности социальных лифтов в нашей стране. Можно выделить следующую специфику:

  • Специфика возраста — в большей степени в возможность достичь высокого социального статуса за счет своих усилий и талантов при помощи социальных лифтов верят те, кто сам полон стремлений и амбиций, самая юная часть российского общества — молодежь. Она чаще других отмечала все перечисленные лифты, особенно это касается бизнеса (91% в группе 18-24 лет, 88% в группе 25-34 лет vs. 81% среди всех россиян) и шоу-бизнеса (87% в группе 18-24 лет, 80% в группе 25-34 лет vs. 71% среди всех россиян). Это можно объяснить тем, что современные молодые люди — поколение интернета. Для многих современных бизнесменов, блогеров, артистов интернет стал каналом, который помог им продвинуть себя, свои товары или услуги. При этом большая часть успешного контента строится на таланте и харизме автора.
  • Специфика образования — чем выше уровень образования, тем чаще граждане не верят в возможности социальных лифтов. В политику «не верят» 41% имеющих высшее или неполное высшее образование vs. 20% среди граждан с неполным средним образованием. Это же касается культуры (22% vs. 7%), церкви (11% vs. 5%), государственного и муниципального управления (37% vs. 13%), общественных организаций (11% vs. 6%) и пр. Люди с высшим образованием могут иметь более реалистическое представление о том, что достижение высокого социального статуса может быть сложным процессом. Например, образование не всегда гарантирует успешную карьеру, а другие факторы, такие как связи, везение или социальный статус, могут играть большую роль в достижении успеха.
  • Специфика дохода — уверенность в своем материальном положении подкрепляет веру в возможности социальных лифтов. Россияне с хорошим уровнем дохода убеждены, что благодаря своим талантам можно преуспеть в бизнесе (89% vs. 64% среди граждан с плохим материальным положением), политике (69% vs. 34%), науке (90% vs. 72%), государственном и муниципальном управлении (72% vs. 42%), шоу-бизнесе (80% vs. 57%) и т.д. Такие различия объясняются тем, что люди с хорошими финансовыми возможностями имеют больше жизненных шансов, больше свободы в выборе профессии, образования или бизнеса, что способствует их вере в успех социальных лифтов. 
  • Специфика урбанизированности — жители Москвы и Санкт-Петербурга в меньшей степени, чем остальные россияне, склонны верить в возможности социальных лифтов в нашей стране. Например, они реже считают «рабочим» лифтом бизнес (74% vs. 81% среди всех россиян), политику (45% vs. 53%), государственное и муниципальное управление (48% vs. 59%), культуру и шоу-бизнес (63% vs. 71%), общественные организации (69% vs. 80%) и военную службу (69% vs. 83%). По всей видимости, такие различия объясняются высокой конкуренцией, которая в обеих столицах наблюдается во всех сферах жизни, включая работу, образование и карьеру. Высокий уровень конкуренции может создавать барьеры для социальной мобильности и вызывать скептицизм или недоверие к системе социальных лифтов.

13 ноября 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 13 ноября 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7875; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0169; коэффициент достижимости (КД)*** =0,0708. 

Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:  

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

По Вашему мнению, в нашей стране человек может сам, благодаря только своим способностям преуспеть, добиться высокого положения в следующих сферах?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2018

2020

2023

Предпринимательство, бизнес

 

 

 

Может / скорее может

68

68

80

Не может / скорее не может

28

27

14

Затрудняюсь ответить

4

5

6

Политика

 

 

 

Может / скорее может

47

47

54

Не может / скорее не может

47

47

36

Затрудняюсь ответить

6

6

10

Наука и образование

     

Может / скорее может

83

77

84

Не может / скорее не может

14

19

11

Затрудняюсь ответить

4

4

5

Государственное и муниципальное управление

     

Может / скорее может

56

50

59

Не может / скорее не может

38

44

31

Затрудняюсь ответить

7

6

10

Культура, искусство, шоу-бизнес

     

Может / скорее может

69

64

71

Не может / скорее не может

24

30

20

Затрудняюсь ответить

7

6

9

Спорт

     

Может / скорее может

89

83

88

Не может / скорее не может

9

14

7

Затрудняюсь ответить

2

3

5

Общественные организации

     

Может/ скорее может

80

73

79

Не может/ скорее не может

13

22

12

Затрудняюсь ответить

7

6

9

Военная служба

 

 

 

Может / скорее может

85

81

83

Не может / скорее не может

10

13

9

Затрудняюсь ответить

5

6

8

Русская православная церковь

     

Может / скорее может

67

62

61

Не может / скорее не может

13

17

10

Затрудняюсь ответить

20

20

29

По Вашему мнению, в нашей стране человек может сам, благодаря только своим способностям преуспеть, добиться высокого положения в следующих сферах?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Предпринимательство, бизнес

Может

50

51

50

59

54

56

46

45

Скорее может

30

30

30

32

34

29

31

28

Скорее не может

9

10

9

8

7

8

12

9

Не может

5

5

6

1

3

5

7

7

Затрудняюсь ответить

6

4

5

0

2

2

4

11

Политика

Может

29

29

28

30

25

24

30

32

Скорее может

25

22

27

31

25

24

26

22

Скорее не может

21

22

19

23

25

25

19

16

Не может

15

16

15

10

18

17

15

15

Затрудняюсь ответить

10

11

11

6

7

10

10

15

Наука и образование

Может

53

54

52

64

52

53

52

51

Скорее может

31

31

31

23

34

32

33

31

Скорее не может

6

6

5

8

8

7

5

4

Не может

5

4

6

1

4

4

6

7

Затрудняюсь ответить

5

5

6

4

2

4

4

7

Государственное и муниципальное управление

Может

31

31

31

32

32

30

32

30

Скорее может

28

28

28

38

28

29

27

24

Скорее не может

20

19

21

22

21

21

19

18

Не может

11

12

11

2

13

12

13

12

Затрудняюсь ответить

10

10

9

6

6

8

9

16

Культура, искусство, шоу-бизнес

Может

42

42

42

54

44

42

39

40

Скорее может

29

30

28

33

36

30

27

24

Скорее не может

12

13

11

8

9

15

13

11

Не может

8

7

8

0

4

5

12

10

Затрудняюсь ответить

9

8

11

5

7

8

9

15

Спорт

Может

61

61

60

81

63

60

59

55

Скорее может

27

28

27

15

28

29

28

29

Скорее не может

4

4

4

1

4

6

5

3

Не может

3

3

3

0

3

2

4

4

Затрудняюсь ответить

5

4

6

3

2

3

4

9

Общественные организации 

Может

51

51

52

52

56

58

49

46

Скорее может

28

28

28

31

30

22

30

29

Скорее не может

7

8

6

8

8

8

7

6

Не может

5

6

5

2

4

5

7

7

Затрудняюсь ответить

9

7

9

7

2

6

7

12

Военная служба

Может

59

61

57

71

61

62

56

55

Скорее может

24

22

25

18

24

25

27

22

Скорее не может

5

5

5

7

6

5

5

5

Не может

4

4

4

1

2

3

5

4

Затрудняюсь ответить

8

8

9

3

7

5

7

14

Русская православная церковь

Может

40

38

41

53

37

41

39

37

Скорее может

21

19

23

16

21

22

24

20

Скорее не может

5

7

4

7

6

5

5

5

Не может

5

5

5

5

4

5

6

5

Затрудняюсь ответить

29

31

27

19

32

27

26

33

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07