МОСКВА, 28 мая 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса молодых предпринимателей о мотивах занятия бизнесом и качествах, важных для успеха своего дела.
Что приводит молодых людей в предпринимательство? |
Ключевые мотивы обращения к предпринимательской деятельности, согласно опросу, — желание зарабатывать тем, что нравится (63%), и проявлять самостоятельность (55%). То есть предприниматель — это не просто человек, который стремится больше зарабатывать. Это человек, который не хочет (или не может) работать в «чужой системе» (в найме), а хочет создать свою и реализовать собственные бизнес-идеи. Хотя молодые предприниматели не всегда ощущают, что у них есть предпринимательский талант (о таланте говорит каждый пятый) или перспективная идея (о ней говорит каждый шестой), это логично, так как успешность бизнеса покажет время.
Предпринимательство связано с такими ценностями, как свобода (свободный график, возможность выбора), творчество и самореализация, независимость и возможность делать то, что нужно людям. «То, что нужно людям» — это не только полезный товар или услуга. Предпринимательство может быть направлено на решение социальных проблем — тогда это социальное предпринимательство, особая категория, описанная в законодательстве.
Какие предпосылки важны для занятия бизнесом? |
Высокая квалификация и глубокие знания в той отрасли, в которой работает бизнес, большой стартовый капитал, уникальная бизнес-идея — ключевые условия успешности бизнеса, по мнению опрошенных. Таким образом, в основе бизнеса лежит прежде всего интеллектуальный и финансовый капитал.
Личность основателя бизнеса крайне важна для старта бизнеса. По мнению опрошенных, предприниматель — это упорный человек: он должен дождаться реализации бизнес-идеи и выхода бизнеса «в плюс» — а до этого момента могут пройти годы. Второе качество — способность выстраивать отношения с людьми: начинающий предприниматель должен общаться с клиентами, партнерами, сотрудниками и регулятором. Третье — умение принимать решения в условиях высокой неопределенности, так как на бизнес влияет большое количество экономических, социальных и политических факторов, из-за чего предприниматель должен быстро реагировать на возникающие риски или, наоборот, видеть открывающиеся возможности. Четвертое важное качество — оригинальное мышление, которое позволяет генерировать бизнес-идеи и решать «старые» задачи новыми способами.
Перечисленные личностные качества предпринимателя можно отнести скорее к «гибким» навыкам (soft skills). Какими «твердыми» навыками должен обладать предприниматель, как он их приобретает и какую роль в этом играет образование — об этом читайте в докладе ВЦИОМ о молодежном предпринимательстве, который выйдет в июне 2025 года.
Автор: Алексей Алмаматов
«Несмотря на то, что в предпринимательство молодых людей приводят позитивные мотивы (самостоятельность, свобода, любимое дело, финансовый мотив), они осознают сложности предпринимательского образа жизни. Есть популярный афоризм о том, что предприниматель – это тот, кто готов работать 80 часов на себя, вместо того, что работать 40 часов на «дядю».
Поэтому упорство и умение действовать в условиях неопределенности – в топ-3 востребованных качеств предпринимателей (вместе с коммуникабельностью). Эти два качества стали особенно важны в сегодняшней турбулентной реальности: предприниматель должен быстро считывать как возникающие политико-экономические риски, так и открывающиеся возможности (которые, например, появляются после ухода иностранных компаний).
Также стоит обратить внимание, что для занятия бизнесом квалификация самого предпринимателя стала важнее, чем стартовый капитал. Если в опросах 1992 и 2016 года респонденты называли деньги как важнейший фактор успеха бизнеса, то в последние годы респонденты стали говорить о важности личных качеств. Это означает, что в общественном восприятии образ предпринимателя постепенно становится более сложным, «рельефным»: это не просто «богач на мерседесе», заработавший неизвестно как, а человек, который создает новый продукт, рабочие места, платит налоги и вносит вклад в развитие экономики. Информации о предпринимательском образе жизни становится все больше: как на уровне различных материалов в «сети», на уровне бизнес-образования, так и на уровне государства (так, в 2018 – 2024 гг. действовал национальный проект «Малое и среднее предпринимательство», благодаря которому, в частности, появился режим самозанятости, и во всех регионах страны появились консультационные центры «Мой бизнес»)».