Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Zoonar/Imago/ТАСС
Бизнес

Я б в предприниматели пошел!

Для молодых предпринимателей бизнес — это не только свобода, творчество, самореализация и заработок, но и возможность помогать людям и стране.
Фото:
Коротко о главном
  • Главные качества предпринимателя: упорство и трудолюбие (56%), способность к выстраиванию отношений с людьми (51%), умение принимать решения в условиях неопределенности (43%), оригинальное мышление (40%).
  • Высокая квалификация и глубокие знания отрасли (58%), стартовый капитал (43%), уникальная бизнес-идея и опыт ведения бизнеса (по 42%), наличие команды единомышленников (35%) — условия для успешного предпринимательства.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Главные качества предпринимателя: упорство и трудолюбие (56%), способность к выстраиванию отношений с людьми (51%), умение принимать решения в условиях неопределенности (43%), оригинальное мышление (40%).
  • Высокая квалификация и глубокие знания отрасли (58%), стартовый капитал (43%), уникальная бизнес-идея и опыт ведения бизнеса (по 42%), наличие команды единомышленников (35%) — условия для успешного предпринимательства.

МОСКВА, 28 мая 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса молодых предпринимателей о мотивах занятия бизнесом и качествах, важных для успеха своего дела.

Что приводит молодых людей в предпринимательство?

Ключевые мотивы обращения к предпринимательской деятельности, согласно опросу, — желание зарабатывать тем, что нравится (63%), и проявлять самостоятельность (55%). То есть предприниматель — это не просто человек, который стремится больше зарабатывать. Это человек, который не хочет (или не может) работать в «чужой системе» (в найме), а хочет создать свою и реализовать собственные бизнес-идеи. Хотя молодые предприниматели не всегда ощущают, что у них есть предпринимательский талант (о таланте говорит каждый пятый) или перспективная идея (о ней говорит каждый шестой), это логично, так как успешность бизнеса покажет время.

Предпринимательство связано с такими ценностями, как свобода (свободный график, возможность выбора), творчество и самореализация, независимость и возможность делать то, что нужно людям. «То, что нужно людям» — это не только полезный товар или услуга. Предпринимательство может быть направлено на решение социальных проблем — тогда это социальное предпринимательство, особая категория, описанная в законодательстве.

Какие предпосылки важны для занятия бизнесом?

Высокая квалификация и глубокие знания в той отрасли, в которой работает бизнес, большой стартовый капитал, уникальная бизнес-идея — ключевые условия успешности бизнеса, по мнению опрошенных. Таким образом, в основе бизнеса лежит прежде всего интеллектуальный и финансовый капитал.

Личность основателя бизнеса крайне важна для старта бизнеса. По мнению опрошенных, предприниматель — это упорный человек: он должен дождаться реализации бизнес-идеи и выхода бизнеса «в плюс» — а до этого момента могут пройти годы. Второе качество — способность выстраивать отношения с людьми: начинающий предприниматель должен общаться с клиентами, партнерами, сотрудниками и регулятором. Третье — умение принимать решения в условиях высокой неопределенности, так как на бизнес влияет большое количество экономических, социальных и политических факторов, из-за чего предприниматель должен быстро реагировать на возникающие риски или, наоборот, видеть открывающиеся возможности. Четвертое важное качество — оригинальное мышление, которое позволяет генерировать бизнес-идеи и решать «старые» задачи новыми способами.

Перечисленные личностные качества предпринимателя можно отнести скорее к «гибким» навыкам (soft skills). Какими «твердыми» навыками должен обладать предприниматель, как он их приобретает и какую роль в этом играет образование — об этом читайте в докладе ВЦИОМ о молодежном предпринимательстве, который выйдет в июне 2025 года.

Автор: Алексей Алмаматов

С 30 апреля по 9 мая 2025 года

Исследование ВЦИОМ

923 опрошенныхЦелевая доступная выборка молодых предпринимателей в возрасте 18-35 лет: самозанятые, индивидуальные предприниматели, учредители/соучредители ООО. Объем выборки — 923 респондента. География: Российская Федерация (все федеральные округа, 75 регионов РФ).

Метод — формализованные онлайн-интервью на базе интернет-панелей.

-

Чем для Вас является свое дело?

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-30 лет

31-35 лет

Свободный график

59

51

65

54

67

57

Интересная, творческая работа, возможность самореализации

41

33

46

42

42

41

Независимость от начальства

37

35

39

26

37

41

Возможность заниматься тем, в чем ты профессионал

31

34

28

30

32

30

То, на чем можно неплохо заработать

28

32

26

32

27

28

Возможность делать то, что нужно людям

22

22

22

13

20

25

Перспективы дальнейшего развития бизнеса

22

27

19

29

22

19

Просто обычная работа, как и другие

15

19

12

17

16

13

Возможность делать то, что нужно стране

5

9

3

7

2

7

Другое

1

1

1

0

1

1

Затрудняюсь ответить

1

1

1

1

1

1

Что побудило Вас открыть свой бизнес, стать ИП, самозанятым? Вы можете дать до 5 ответов

(закрытый вопрос, до пяти ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-30 лет

31-35 лет

Желание зарабатывать тем, чем нравится заниматься

63

58

65

62

68

59

Желание не иметь над собой начальства, самостоятельно решать все основные вопросы, включая финансовые

55

54

56

44

60

56

Отсутствие привлекательных рабочих мест на рынке труда

35

41

31

33

39

33

Желание иметь дополнительный к основной работе источник доходов

24

20

27

24

28

23

Невозможность найти себе применение на современном рынке труда

21

24

20

24

21

21

Желание сменить профессию

20

16

23

17

21

20

Ощущение наличия у себя предпринимательского таланта, необходимой энергии

20

24

17

23

19

19

Наличие перспективной бизнес-идеи, способной принести большую прибыль

17

19

16

27

16

16

Потеря работы в кризис и отсутствие возможности найти равноценную работу

12

15

9

12

10

12

Другое

4

3

5

2

2

5

Затрудняюсь ответить

2

1

2

2

1

2

Наиболее важные условия для успешности предпринимательской/самозанятой деятельности, с Вашей точки зрения, сегодня это…? Выберите не более 5 наиболее важных

(закрытый вопрос, до пяти ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-30 лет

31-35 лет

Высокая квалификация и глубокие знания в той отрасли, в которой работает бизнес

58

57

59

51

62

58

Большой стартовый капитал, большой финансовый запас

43

44

43

38

49

42

Уникальная бизнес-идея

42

35

47

45

43

41

Опыт открытия и ведения бизнеса

42

42

42

40

44

41

Удачное стечение обстоятельств, случай

39

46

35

28

41

41

Команда единомышленников

35

37

34

37

34

36

Связи в органах государственной власти, с правоохранительными структурами

19

27

14

18

20

19

Знание схем оптимизации налогов

19

20

18

21

22

16

Единоличное управление, отсутствие других компаньонов

14

16

13

11

14

15

Доступ к инсайдерской информации, к «закрытым» прогнозам

11

13

9

13

8

11

Специальное бизнес-образование (например, MBA и т.п.)

10

10

10

16

10

8

Связи в криминальном мире

5

7

3

7

7

3

Другое

3

4

2

0

3

4

Затрудняюсь ответить

3

3

2

4

2

2

Какие качества для успешности предпринимательской/самозанятой деятельности наиболее важны лично для Вас? Выберите не более 5 наиболее важных

(закрытый вопрос, до пяти ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-30 лет

31-35 лет

Упорство и трудолюбие

56

53

58

48

49

62

Способность к выстраиванию отношений с людьми (партнерами, клиентами и т.п.)

51

50

52

43

48

55

Умение принимать решения в условиях высокой степени неопределенности

43

45

42

39

46

43

Оригинальное мышление, способность к нестандартным решениям, креативность

40

40

41

33

41

42

Аналитический склад ума, способность к точному расчету

37

41

34

35

35

38

Честность, в том числе в рекламе своей продукции/ услуг

35

33

36

29

37

35

Лидерские качества, харизматичность

33

29

35

34

33

32

Пунктуальность в работе

31

32

31

27

33

31

Хорошая интуиция, бизнес-чутье

29

31

27

30

25

30

Высокая готовность к риску

27

27

27

32

28

25

Амбициозность и определённая наглость в переговорах с клиентами и партнёрами

18

18

17

21

20

15

Жесткость и требовательность по отношению к работе своих сотрудников и партнёров

9

10

9

15

10

8

Другое

0

0

0

0

1

0

Затрудняюсь ответить

2

2

1

4

1

1

Алексей Алмаматов
Эксперт ВЦИОМ-Консалтинг

«Несмотря на то, что в предпринимательство молодых людей приводят позитивные мотивы (самостоятельность, свобода, любимое дело, финансовый мотив), они осознают сложности предпринимательского образа жизни. Есть популярный афоризм о том, что предприниматель – это тот, кто готов работать 80 часов на себя, вместо того, что работать 40 часов на «дядю». 

Поэтому упорство и умение действовать в условиях неопределенности – в топ-3 востребованных качеств предпринимателей (вместе с коммуникабельностью). Эти два качества стали особенно важны в сегодняшней турбулентной реальности: предприниматель должен быстро считывать как возникающие политико-экономические риски, так и открывающиеся возможности (которые, например, появляются после ухода иностранных компаний). 

Также стоит обратить внимание, что для занятия бизнесом квалификация самого предпринимателя стала важнее, чем стартовый капитал. Если в опросах 1992 и 2016 года респонденты называли деньги как важнейший фактор успеха бизнеса, то в последние годы респонденты стали говорить о важности личных качеств. Это означает, что в общественном восприятии образ предпринимателя постепенно становится более сложным, «рельефным»: это не просто «богач на мерседесе», заработавший неизвестно как, а человек, который создает новый продукт, рабочие места, платит налоги и вносит вклад в развитие экономики. Информации о предпринимательском образе жизни становится все больше: как на уровне различных материалов в «сети», на уровне бизнес-образования, так и на уровне государства (так, в 2018 – 2024 гг. действовал национальный проект «Малое и среднее предпринимательство», благодаря которому, в частности, появился режим самозанятости, и во всех регионах страны появились консультационные центры «Мой бизнес»)».


28 мая 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07