МОСКВА, 9 ноября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования о том, как за три десятилетия изменилось отношение россиян к предпринимательству.
Кто хочет стать предпринимателем? |
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства — одно из необходимых условий роста экономики и благосостояния общества. В России зарегистрировано почти 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства[1]. Развитие предпринимательства определяется не только созданными внешними условиями, но и интересом населения к осуществлению такой деятельности. Сегодня каждый десятый россиянин имеет свое дело (10%), за три десятилетия показатель увеличился в 3 раза (1992 г. — 3%). Хотели бы открыть свое дело 23% наших сограждан, это меньше на 8 п.п., чем в 1992 г., и на 11 п.п. — чем в 2016 г. В то же время заметно выросла доля тех, кто не хочет заниматься бизнесом: если в 1992 г. таковых было 47%, то в наши дни — 65%, в 2016 г. показатель составлял 60%. Интерес к предпринимательству у населения сегодня ниже, чем 30 лет назад, и даже ниже, чем 6 лет назад.
- Типичный предприниматель в наши дни — это мужчина (13% vs. 6% среди женщин), 25-44 лет (14-15%), активный пользователь интернета (14%), житель Москвы, Санкт-Петербурга (15%). Процент предпринимателей выше также в Центральном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (по 12%), минимум отмечен в Приволжском и Северо-Кавказском округах (6-7%).
- Интерес к открытию своего дела выше у мужчин (29% vs. 19% среди женщин), молодежи до 35 лет (48-43%), граждан, характеризующих свое материальное положение как плохое (32% vs. 22% и 21% среди тех, кто оценивает материальное положение как среднее или высокое), а также проживающих в Северо-Кавказском федеральном округе, где заняться бизнесом хотел бы каждый второй (48%).
- Портрет россиянина, который не хотел бы заниматься предпринимательством: женщина (73% vs. 56% среди мужчин), старше 60 лет (87%), со средним специальным образованием (72%), активный телезритель (85%).
|
- За 30 лет портрет предпринимателя не претерпел заметных трансформаций, изменился только возраст: в 1992 г. типичный бизнесмен был несколько моложе, 25-34 лет (6% vs. 3% среди всего населения), остальные факторы — высшее образование, мужской пол, проживание в столице — остаются в числе главных детерминант и предпринимательства, и интереса к нему. Как сегодня, так и тридцать лет назад мужчины становятся предпринимателями в 2 раза чаще, чем женщины.
|
Среди тех, кто хотел бы открыть свой бизнес (23% россиян), реальные шаги к открытию предпринимают только 15%, шесть лет назад таковых было 17%, а в 1992 г. — только 5%. Хотя интерес к бизнесу за три десятилетия снизился, сегодня он в три раза чаще конвертируется в конкретные действия, такие как регистрация, поиск помещения, сырья или оборудования, получение кредитов. Каждый второй сообщил, что ничего не делает для открытия своего дела (50%), а треть (34%) подумывает начать что-то делать в ближайшее время. Реальные действия чаще предпринимают 25-44-летние (18-17%), граждане со средним или неполным средним образованием (19-18%), а также жители села (25%), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (26-30%).
Магазины, автомобили, производство |
В рейтинге предпочитаемых направлений бизнеса у тех, кто хотел бы открыть свое дело, на первых местах розничная торговля / открытие магазина (20%, или каждый пятый в этой группе), автомобильный бизнес (13%), производство (11%), сельское хозяйство, салон красоты / косметологические услуги и строительство (по 9%). Швейное производство и общепит назвали по 6%. Образовательные услуги и гостиничный бизнес привлекают еще по 5%. Сферу информационных технологий обозначили 3%.
- Розничная торговля интересна женщинам (25% vs. 17% среди мужчин), 35-44-летним (30%), тем, кто характеризует свое материальное положение как хорошее (24%), жителям населенных пунктов численностью 500-900 тыс. человек (29%), активным телезрителям (54%) и жителям Северо-Кавказского федерального округа (44%). Среди других направлений, привлекающих женщин, — салоны красоты (17%), швейное производство (15%), образовательные услуги (11%), гостиничный бизнес (10%).
- Автомобильный бизнес — исключительно «мужской» (22% vs. 1% среди женщин). Его также чаще называли 25-34-летние (26%) и россияне старше 60 лет (31%), имеющие среднее специальное образование (21%), проживающие в небольших населенных пунктах численностью населения до 100 тыс. человек, в том числе в селах (20-33%), а также жители Южного (51%), Сибирского и Дальневосточного округов (28-24%). Мужчины также чаще выбирали строительство и сельское хозяйство (по 13%), информационные технологии (5%).
- Свое производство чаще других называла молодежь 18-24 лет (32%), женщины (16% vs. 8% среди мужчин), жители обеих столиц (37%) и Северо-Западного федерального округа (40%).
|
Топ-3 барьеров открытия своего дела — состояние здоровья, возраст (39%), отсутствие стартового капитала (28%) и интереса к бизнесу (22%). Каждый пятый признался, что ему не хватает соответствующих знаний или компетенций (20%), почти столько же опасаются трудностей, с которыми сопряжено открытие бизнеса (19%). За три десятилетия рейтинг причин претерпел незначительные изменения, хотя все варианты сегодня звучат намного чаще. В 1992 г. первое место занимала нехватка финансов (19%), тогда в тройке также были возраст (17%) и нехватка знаний (12%). За шесть лет россияне стали чаще указывать на возраст (+9 п.п.) и компетенции (+6 п.п.), но реже — на отсутствие стартового капитала (−9 п.п.).
Причины, по которым люди отказываются от идеи открыть свое дело, обусловлены возрастом, полом, образованием и уровнем дохода: - Возраст и состояние здоровья — аргумент россиян старше 60 лет (77%) и женщин (46% vs. 27% в группе мужчин).
- Нехватка финансов чаще останавливает 25-34-летних (40%) и граждан, недовольных своими доходами (45%).
- Об отсутствии интереса к предпринимательству говорят преимущественно 18-24-летние (32%).
- Нехватка компетенций — этот барьер чаще звучит в ответах молодежи 18-24 лет (25%) и 35-44-летних (24%), граждан с высшим образованием (23%).
- Сложности, связанные с организацией и ведением своего дела, чаще останавливают мужчин, чем женщин (23% vs. 16%), россиян активного трудоспособного возраста до 45 лет (31-29%), имеющих неполное среднее образование (27%).
- Молодые россияне 18-34 лет чаще других отмечали, что у них нет уверенности в том, что государство однажды вновь не закроет частные предприятия (21-24%).
|
Каждый второй россиянин уверен, что залог успешного бизнеса — личные качества предпринимателя, такие как настойчивость и предприимчивость (45%). Доминанта личных качеств актуализировалась в последние годы — в 1992 г., как и в 2016 г., этот вариант называли 27%. Тогда лидирующим вариантом были «деньги» (35-34%), сегодня они опустились на третье место (17%), их называют в два раза реже. Вторым фактором, определяющим успешность бизнеса, по мнению наших сограждан, являются связи, знакомства с нужными людьми (19%). Готовность идти на риск (возможно, не останавливаясь перед нарушением закона) считают важной 5%. Приоритет личных качеств признается представителями всех социально-демографических групп, а о связях чаще говорят мужчины (25% vs. 13% среди женщин).
- Те, кто уже имеет свое дело, чаще других говорят о важности личных качеств предпринимателя (56%).
- Желающие открыть бизнес чаще делают акцент на деньгах (21% vs. 10% в группе реальных предпринимателей).
- Не интересующиеся открытием своего дела в 20% случаев указывают на связи, этот вариант реальные предприниматели называли на 6 п.п. реже.
|
Что, по-Вашему, важнее всего в нынешних условиях, чтобы стать преуспевающим предпринимателем?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
| Все опрошенные | Мужской | Женский | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше |
Личные качества, такие как настойчивость, предприимчивость | 45 | 41 | 49 | 52 | 49 | 46 | 46 | 40 |
Связи, знакомства | 19 | 25 | 13 | 20 | 22 | 19 | 18 | 16 |
Деньги | 17 | 15 | 19 | 17 | 13 | 21 | 16 | 18 |
Готовность идти на риск, возможно, не останавливаясь перед нарушением закона | 5 | 5 | 6 | 8 | 7 | 6 | 5 | 3 |
Другое | 6 | 7 | 5 | 2 | 9 | 4 | 7 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 7 | 8 | 1 | 0 | 4 | 8 | 17 |
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
«Если в 1992 году на фоне перехода к новой рыночной модели экономики в развитии собственного бизнеса население видело возможность увеличения дохода и выстраивания относительно комфортного образа жизни (что было особенно актуально на фоне растущей безработицы и экономического кризиса), не задумываясь о тех сложностях, с которыми придется столкнуться (нестабильность дохода, необходимость работать, зачастую значительно больше, чем будучи наемным сотрудником и т.д.). То сегодня, после пандемии в 2020-2021 годах, ситуация изменилась — миф о том, что, открыв ИП или ООО, ты сможешь заработать золотые горы, постепенно сменяется уверенностью в том, что доход, конечно, будет, но, вероятно, нестабильный, а для его получения придется прикладывать массу усилий.
Во многом этому способствует тот факт, что «правила игры» на законодательном уровне в России периодически меняются, а программы поддержки малого и среднего бизнеса за ними не успевают. В итоге получается, что начинающий предприниматель как будто живет на вулкане.
Внесло свой вклад и наследие прошлого — нормативная база, сформированная еще во времена СССР и не соответствующая в полной мере текущей экономической ситуации (на решение данной проблемы была направлена «регуляторная гильотина», анонсированная Д. Медведевым в 2019 году).
Одновременно с этим в общественном сознании изменилась и «карта золотых источников» — в 1990-е и 2000-е казалось, что деньги из государства перешли в частный сектор и, работая на себя, ты потенциально можешь «сорвать куш», в одночасье получив то, ради чего в качестве наемного работника тебе бы пришлось трудиться несколько лет.
Сегодня, после кризиса 2008 года, кризиса 2014 года, пандемии 2020-2021 годов и турбулентности 2022-го в общественном сознании все сильнее закрепляется идея, что деньги в России есть только у государства».