МОСКВА, 17 июля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса об идеальном автопутешествии глазами россиян.
Мультиформатность против «мономаршрутов» |
По результатам ранее опубликованного исследования ВЦИОМ, автотуризм обладает большими перспективами для развития в нашей стране: потенциальные и реальные автопутешественники в большинстве своем тяготеют к поездкам на дальние расстояния, проявляя особый интерес к знакомству с красотами Краснодарского края, Алтая и Крыма. В ходе текущего опроса удалось понять, каким именно им видится идеальное автопутешествие.
Согласно полученным результатам, до России скорее добрался тренд на многоформатность путешествий: две трети наших сограждан, отправляясь в туристическую поездку на авто, выбрали бы сочетание природного и городского отдыха (68%). «Мономаршруты», или поездку только по одному виду местности, предпочли бы около четверти опрошенных (28%): 22% — природный туризм и только 6% — городской.
К природному туризму чаще тяготеют жители сёл, нежели жители обеих столиц и городов-миллионников (26% vs. 16-19%), хотя, казалось бы, именно вторым присуще испытывать так называемый «дефицит природы». |
Частые перемещения или отдых в одной локации? |
В вопросе интенсивности путешествий мнения россиян разделились: для 46% скорее предпочтителен отдых с перемещениями: 17% допускают ежедневную смену локации, 29% — пару раз в неделю, в то время как для 47% идеальным вариантом было бы доехать до места назначения и там остановиться. «Бывалых» автотуристов, имеющих опыт туристических поездок по стране на авто, заметно чаще привлекает отдых с остановками в разных местах, с разной периодичностью менять локацию в этой группе готовы шесть из десяти опрошенных (60%), среди желающих обрести опыт автопутешествий (не ездили, но хотят) показатель составляет 48%.
Ежедневные перемещения чаще предпочли бы россияне 45-59 лет и жители Северо-Западного федерального округа (по 24%). Наибольшую готовность к умеренным (пару раз в неделю) переездам демонстрируют 18-44-летние (37-38%), а также жители Центрального и Северо-Западного федеральных округов (35% и 32% соответственно), в частности москвичи и петербуржцы (43%). К более спокойному отдыху (в одном месте) чаще склонны женщины (50% vs. 44% мужчин), представители старшего поколения 60+ лет (52%) и жители сёл (54%).
Отель, база отдыха или кемпинг? |
Ночевать в автопутешествии россияне предпочли бы с комфортом: в гостинице/отеле (41%) или на базе отдыха в летнем домике (35%). Еще для 17% идеальным вариантом было бы уединиться с природой и провести ночь в кемпинге. Россияне, имеющие опыт туристических поездок по стране на авто, в половине случаев выбрали бы ночь в отеле или гостинице (51%), тогда как «потенциальные» автопутешественники (не ездили, но хотели бы) чаще отважились бы остановиться на базе отдыха (43%).
Выбор формата размещения в путешествии также обусловлен полом, возрастом и местом проживания. Наибольший комфорт ценят женщины (выбрали вариант «гостиница или отель» — 45% vs. 35% мужчин), жители обеих столиц и городов-миллионников (61% и 48% соответственно), а также россияне в возрасте 35 лет и старше. Причем 35-44-летних в одинаковой степени привлекают базы отдыха и гостиницы (39% и 40% соответственно). Опрошенные постарше более избирательны и чаще предпочитают гостиницы (45-59 лет — 46%, 60+ лет — 44%). Среди молодежи 18-34 лет, напротив, более востребованы базы отдыха (18-24 лет — 54%, 25-34 лет — 43%). Сравнительно новый и, вероятно, менее понятный для россиян формат размещения — кемпинг, он чаще привлекает мужчин (23% vs. 13% женщин), жителей небольших городов с населением 500-950 тыс. человек (24%) и Уральского федерального округа (26%).
Материальное положение скорее не влияет на выбор того или иного формата автопутешествия, что может объясняться как формулировкой вопросов (речь идет об идеальной туристической поездке), так и тем, что россияне выбирают отдых, исходя не столько из уровня дохода, сколько из личных предпочтений. |
Запрос на развитую инфраструктуру |
Около половины россиян хотят видеть в автопутешествии высокоразвитую придорожную инфраструктуру — многофункциональные заправки с местами для ночевки и питания, автосервисы, медпункты (46%), треть опрошенных устроил бы средний уровень инфраструктуры — заправки с туалетами, точки питания и отдыха (32%). Менее притязательными оказались 15%, готовые довольствоваться минимальным числом объектов дорожного сервиса (заправки, туалеты).
Чем старше респонденты, тем менее они требовательны: если половина молодых людей 18-24 лет (51%) тяготеет к высокоразвитой инфраструктуре, то таковых представителей старшего поколения 60+ лет — 41%.
«В портрете идеального автотуриста наблюдаются общие черты: спрос на более комфортные коллективные средства размещения, приоритет на смешанный тип поездки, включающей природные и городские достопримечательности.
В то же время на каждой конкретно взятой территории, в каждом регионе страны, обладающем уникальным природными местами, культурно-историческими, архитектурными памятниками, будет совершенно разная степень доступности и популярности этих локаций.
И в этом смысле, с одной стороны, необходимо проводить более тщательный анализ текущего развития территории, возможностей ее адаптации именно к автомобильным туристическим маршрутам, с другой, учитывать интересы местного сообщества, их традиции, образ жизни, отношение к своим святым местам.
Мы во ВЦИОМ проводим такого рода комплексные исследования, направленные на поиск прикладных рекомендаций, учитывающих особенности каждого региона, и будем рады помочь в их реализации на конкретной территории».