Аналитический обзор
Фото:
Экономика

Цены-2016: игра на понижение

Темп роста цен на основные категории товаров в 2016 г. существенно снизился – не только по данным Росстата, но и по субъективному ощущению россиян.
Фото:
Коротко о главном
  • Среди продуктов в декабре наиболее ощутимым стало подорожание мяса, овощей и фруктов
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Среди продуктов в декабре наиболее ощутимым стало подорожание мяса, овощей и фруктов

МОСКВА, 23 января 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров.

По оценкам респондентов, приобретающих продукты самостоятельно, темп роста цен на основные категории товаров в 2016 г. существенно снизился. При этом подорожание ряда категорий товаров и услуг в декабре ощутила заметная часть респондентов.

Среди основных продуктов наиболее ощутимым в декабре 2016 г. стало подорожание мяса и мясопродуктов, овощей и фруктов. Индекс роста цен* по соответствующим товарам составил 48 п. и 47 п. – в январе прошлого года эти показатели составляли, соответственно 50 и 63 п. Большинство покупателей отметили также подорожание молочной продукции (индекс 43 п. – против 46 п. в январе). Минимальные значения индексов по данным категориям товаров были зафиксированы летом, а к зиме показатели выросли.

Около половины респондентов, приобретающих продукты, заметили рост ценников на хлеб (индекс роста цен – 33 п.), крупы и макароны (31 п.). Показатель восприятия инфляции по сахару равен 22 п. (годовой минимум).

Индекс роста цен по коммунальным услугам в декабре составил 48 п., что немного ниже уровня начала года (52 п.). Наименьший показатель инфляции (в сравнении с названными ранее товарами и услугами) у проездных билетов на общественный транспорт: 19 п. – минимум в 2016 г., (снижением с 34 п. в январе).

Компания «Медиалогия» проанализировала упоминаемость темы «повышение цен» в российских СМИ. В ТОП-10 рейтинга вошли продукты питания (41 826 упоминаний), бензин (16 673), недвижимость (15 297), автомобили (7 823), проезд в транспорте (6 293), медицинские препараты (6 786), оплата ЖКХ (3 893), алкогольные напитки (3 407), одежда и обувь (2 231), а также бытовая техника и электроника (2 162). Самыми обсуждаемыми продуктами в контексте «повышение цен» стали овощи (10 623), мясо (7 868) и масло (6 133).

Данные комментирует эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Сдерживание инфляции в рамках текущего кризиса осуществлено исключительно эффективно. Если по итогам 2015 года этот показатель составлял 12,9%, то по итогам 2016-го – всего 5,4%. Данные ВЦИОМ показывают, что население прекрасно видит, что товары в своей массе перестают дорожать прежними темпами, и… не торопится расставаться с деньгами. Это тревожный сигнал для наших институтов управления народным хозяйством - добровольное сокращение спроса со стороны домохозяйств может быть опасным для экономики».

*Индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как сумма ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу "цены значительно снизились" присваивается коэффициент (-1), ответу "цены снизились, но незначительно" коэффициент (-0,5), ответу "цены выросли, но незначительно" 0,5, ответу "цены значительно выросли" 1, ответу "цены не изменились" 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция, по мнению россиян.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ 24-25 декабря 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 37 200 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, интернет-СМИ. Период исследования: январь - декабрь 2016. 

 Как бы вы оценили рост цен на следующие товары в течение последнего месяца-двух?

(закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, по ответам тех, кто занимается покупкой продуктов, индекс роста цен* в пунктах)

 Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

 

 

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов системы «Медиалогия» в СМИ должна быть указана ссылка на компанию «<link http: www.mlg.ru>Медиалогия».

 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07