МОСКВА, 4 февраля 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса по оценке школьных знаний россиян по литературе.
Книги читать, много знать! |
ВЦИОМ продолжает серию аналитических обзоров, посвященных знаниям россиян школьной программы, ранее были представлены итоги оценки знаний россиян по географии и истории. Блок по литературе состоял из четырех вопросов по произведениям, которые включены в школьную программу. Угадать верный ответ «методом тыка» возможности не было, все вопросы были открытыми, в формате «устного экзамена». Опрошенные самостоятельно давали ответ или могли сказать прямо, что не знают или не помнят ответа на вопрос. Ранее ВЦИОМ выяснил, что чтение остается популярным среди россиян, и чаще всего мы читаем именно художественную литературу, но, видимо, школьная литература, все-таки, забывается.
Если души мертвые, значит, кто-то их убил? |
В романе Н. В. Гоголя Чичиков скупал у помещиков за бесценок «мёртвые души» — списки умерших крестьян, которые числятся живыми в налоговых реестрах, чтобы затем заложить их. Конечно, сам Павел Иванович никого не убивал, его преступления были иного рода, экономические (подлец, делец, приобретатель). Верно ответить на вопрос о том, кого же убил Чичиков, смогли только 16% россиян, 84% дали неверный ответ или признались, что не знают. Забегая вперед, можно сказать, что вопрос о содержании «Мертвых душ» оказался самым трудным для наших сограждан. Чем старше опрошенные, тем увереннее они заявляют: Чичиков никого не убивал. Если среди молодежи (18-34 лет) только 7-8% дают верный ответ, то среди россиян старше 45 лет уже 21-22%.
Наташа Ростова была, поручика Ржевского не было… |
Пожалуй, одним из самых известных произведений Л. Н. Толстого является «Война и мир», которое не раз выпускали на большой экран как отечественные, так и зарубежные режиссеры. Возможно, поэтому, россияне лучше всего ответили на вопрос о том, героем какого произведения является Наташа Ростова – 65%. Не знает этого факта каждый третий (35%). И вновь лучше других осведомлены оказались представители старших поколений (45+) – 73-77% (vs.44-49% среди молодежи до 34 лет).
Я памятник себе воздвиг нерукотворный… |
«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык» - писал А. С. Пушкин. И его строки не утратили актуальность и в наши дни, ведь почти половина россиян легко смогли назвать век, в котором творил великий поэт. О том, что солнце русской поэзии светило в 19 веке хорошо помнят 45% опрошенных, а 55% не помнят или не знают. В меньшей степени этот факт известен «вчерашним школьникам» - 37% среди 18-24-летних, а чаще правильный ответ давали «родители вчерашних школьников» - 45-59-летние (51%).
Кто не знает про Бородино? |
Знаменитое стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», которое, наверняка, в свое время учили наизусть большинство россиян, начинается строками «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» Припомнить точное название произведения сумели 63% наших сограждан, этот вопрос можно назвать довольно легким (не то, что «Мертвые души»!). Почти четверо из десяти (37%) либо не знали ответа, либо назвали неверный вариант. И этот вопрос единственный, где «вчерашние школьники» показали хороший результат – 64%, хотя их «родители» - 45-59-летние - вновь обошли их (70%). Заметно ниже показатель оказался среди 25-44-летних (53-58%).
В общем-то, неплохо, но надо подучить! |
В общей сложности дать верный ответ на все четыре вопроса смогли 10% россиян, на три из четырех – уже 25%, то есть условно на 4 и 5 знают литературу треть (35%) наших сограждан. При этом среди 18-34-летних таковых оказалось 21-29%, а в группе старше 45 лет – 39-42%. Еще 27% россиян давали два верных ответа, в 22% случаев – 1 правильный ответ. Не смогли дать ни одного верного ответа 16% опрошенных.
Чтобы понять, насколько хорошо в целом россияне помнят школьный курс литературы, был рассчитан средний балл. Если респондент называл правильный ответ ему присваивался один балл, если респондент говорил, что не знает ответа или давал неверный ответ, вместо балла ставился ноль. Таким образом каждый участник исследования мог набрать от 4 до 0 баллов.
В среднем россияне знают литературу на 1,9 балла из 4. Первоначальная гипотеза о более высоких школьных знаниях у старших поколений в отношении литературы подтвердилась. При этом рубежом «успеваемости» можно назвать границу в 45 лет. Россияне моложе этого возраста набирают в среднем 1,5-1,7 балла, а старше 45 лет, те, кто учился в советской школе– 2-2,2 балла.
В целом, результаты исследования показывают, что знания по литературе после распада СССР и ухода советской системы образования стали на порядок ниже. Возможно, дело не только в системе образования, а в активной цифровизации и изменении информационных привычек новых поколений.
История, литература, география |
Так как по каждому из предметов было задано разное количество вопросов, чтобы сопоставить результаты, средние баллы были переведены в индекс от 0 до 100 пунктов, который фактически оказывает процент правильных ответов. Как оказалось, лучше всего россияне знают историю (51,4 пункта из 100 возможных), затем идет литература (47,5 пунктов) и сложнее всего оказалась география (30 пунктов). В общей сложности по всем трем предметам набирается 43,8 пунктов, меньше половины.
При этом уровень знаний по истории наиболее «однородный» по возрастам – 48,6-55,7 пунктов (максимум приходится на группу 45-59 лет), тогда как знания по географии и литературе заметно выше в старших поколениях (45+), то есть среди тех, кто учился в советской школе. Литературу они знают на 50-55 пунктов (vs. 37,5-42,5 пунктов в группе младше 45 лет), а географию на 32,5-35,3 пункта (vs.17,7-26,6 пунктов в группе младше 45 лет).
При этом только по географии наблюдается четкая связь с возрастом: чем моложе россияне, тем хуже ответы по предмету. По истории и литературе эта тенденция не так очевидна, в том числе за счет того, что 18-24-летние отвечали на эти вопросы лучше, чем 25-34-летние. А значит, есть надежда, что что-то изменилось, молодые россияне прервут негативный тренд и будут чаще демонстрировать эрудицию и знание школьных предметов.