МОСКВА, 19 декабря 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса, приуроченного к Чемпионату мира по футболу в Катаре.
Чемпионат мира — 2022 |
В воскресенье состоялась торжественная церемония закрытия Чемпионата мира по футболу в Катаре, где победителем стала сборная Аргентины. В 2014 году национальная сборная России впервые за 12 лет (с 2002 года) вышла в финальную часть чемпионата в Бразилии. Тогда за ходом состязаний следил почти каждый второй россиянин (46%): 20% смотрели трансляции, 26% — узнавали об успехах сборных из других источников (новости, интернет, окружение). Спустя четыре года страной — хозяйкой главного футбольного события стала Россия, принявшая матчи в 11 городах страны. ЧМ-2018 был признан самым успешным в истории по версии ФИФА. Согласно данным ВЦИОМ 2018 года, трансляции матчей смотрело относительное большинство россиян (52-72% в период опросов с 31 мая по 16 июля 2018 г.). Сегодня, учитывая отстранение российской сборной от участия в состязаниях, эти числа гораздо более скромные. Трансляции футбольных матчей Чемпионата мира — 2022 регулярно смотрели 9% россиян (мужчины — в 5 раз чаще женщин: 16% vs. 3% соответственно). Каждый пятый узнавал о ходе соревнования из новостей (21%). В общей сложности футбольными состязаниями в рамках ЧМ-2022 интересовался примерно каждый третий россиянин (30%).
Более половины опрошенных не следили за ходом Чемпионата мира в этом году (55%), 13% вовсе не знали о его проведении.
|
Аргентина — главный фаворит российских болельщиков (24% из числа следящих за ходом ЧМ). Далее идут Франция (18%) и Марокко (17%), Бразилия (14%) и Хорватия (13%). Еще 9% болели за самую дружественную России страну на чемпионате — Сербию, 8% — за Португалию. Несмотря на отсутствие нашей сборной в Катаре, нашлись и те, кто назвал Россию (8%). В 2018 году она была бесспорным фаворитом, на протяжении всего чемпионата за нее болели абсолютное большинство российских зрителей (91%). После проигрыша национальной сборной две трети из их числа не сумели выбрать нового фаворита (69%).
Ни за кого не болел на прошедшем чемпионате каждый пятый опрошенный из числа следящих за футбольным событием (21%).
|
Россияне скорее далеки от политизации спорта — на фоне изменения отношений России с рядом стран футбольные предпочтения подавляющего большинства россиян за этот год остались неизменны: 76% об этом сказали прямо, еще 16% не нашли, что ответить на прямой вопрос. Политизация футбола коснулась россиян в масштабах, близких к величине статистической погрешности: лишь 5% ответили, что перестали за это время болеть за определенные команды, и только у 3% появились новые фавориты.
Россия — (не)футбольная страна? |
Футбол — самый популярный вид спорта в мире. Просмотр матчей сплачивает и объединяет людей, поднимает боевой дух сборной, служит приятным времяпрепровождением и доброй традицией. Однако на сегодняшний день интерес к данному виду спорта в России минимален: безразличными к футболу себя назвали 63%, что на 10 п.п. больше в сравнении с прошлым годом (июль 2021 г. — 53%). Почти треть россиян интересуются футболом время от времени (30%, —9 п.п. за год). Показатель был максимален в год проведения Чемпионата мира в России — 45%. Постоянные футбольные болельщики — относительно малочисленная, но устойчивая социальная группа. В настоящее время к этой субкультуре себя причисляют 6% россиян, за пять лет измерений эта доля практически не изменилась (6-9% в 2017-2022 гг.).
|