МОСКВА, 11 сентября 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме алкоголизма.
Проблема алкоголизма актуальна для многих в нашей стране (по признанию 41% опрошенных в их близком окружении есть алкоголики). Большинство граждан не остается безразличным в вопросе отношения к алкоголикам, а законодательство, направленное на снижение употребления алкоголя, считается скорее излишне мягкими, чем жесткими. Ряд мер по борьбе с алкоголизмом находит широкую поддержку среди населения.
Чаще всего алкоголизм относят к категории болезней, требующих медицинского вмешательства (45%). С другой стороны, около четверти опрошенных (27%) считают это болезнью социального характера. Существующие государственные меры по сокращению потребления алкоголя 41% опрошенных называют недостаточными (среди тех, в чьем окружении есть алкоголики, – 47%), и только 9% характеризуют их как чрезмерные (о достаточности говорят 35%).
Среди мер по борьбе с алкоголизмом наибольшей поддержкой россиян пользуется запрет на продажу спиртного гражданам, не достигшим 21 года (53%), а также рекламы алкоголя (46% в 2017 г. - против 57% в 2009 г.), пропаганда здорового образа жизни (48%) – с 2005 г. (39%) актуальность последней заметно выросла. В то же время за 12 лет снизилась доля тех, кто выбирает вариант «введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах» (с 39% до 28%).
Наименее популярными, как показал опрос, являются следующие меры: повышение цен на алкогольную продукцию (18%) и введение тотального запрета («сухого закона») – 13%. Респонденты, сказавшие, что в их близком кругу есть алкоголики, чаще, чем остальные, поддерживают «адресные» действия: принудительное лечение (36%), запрет продажи алкоголя в утреннее время (35%).
Начало антиалкогольной кампании в стране поддержали бы 64% россиян (за последние десять лет эта доля изменилась незначительно).
Данные опроса комментирует руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин: «Сегодня общество санкционирует государству широкие полномочия по осуществлению достаточно жестких мер, направленных на ограничение потребления алкоголя: это касается и «закона 21», и запрета рекламы алкогольной продукции под зонтичными брендами, и восстановление вытрезвителей. С другой стороны, формируется запрос не только на запретительные меры: общество ожидает наглядных мер по пропаганде ЗОЖ. Если мы обратим внимание на то, что в целом россияне считают алкоголизм медицинской и социальной проблемой, то очевидно, что сегодня общество ожидает от государства масштабных шагов, которые были бы логичным продолжением политики, проводимой в последние несколько лет и направленной на борьбу с потреблением алкоголя и табачных изделий».
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 3-4 августа 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
В 2005-2009 гг. были проведены квартирные опросы.