С 1 июня с.г. каждый аналитический обзор, подготовленный на основе данных телефонного опроса «ВЦИОМ-Спутник», сопровождается раскрытием информации об уровне достижимости респондентов.
В рамках политики открытости ВЦИОМ первым в России начал на регулярной основе раскрывать данные о показателях достижимости респондентов телефонных опросов. Эти показатели измеряются согласно публикуемому корпоративному стандарту. При разработке стандарта ВЦИОМ руководствовался наиболее полным и широко признанным в мировом профессиональном сообществе стандартом AAPOR.
Результативность опросов характеризуется различными коэффициентами (rates): более всего на слуху коэффициенты ответов, или, как их еще называют, Response Rates (RR), наряду с которыми используются также коэффициенты кооперации, отказов, контактов и др. Несмотря на то, что каждый коэффициент даже для одного метода опроса имеет несколько вариантов расчета, за всеми формулами стоит одна и та же идея: рассчитать долю успешных попыток во всей совокупности сделанных.
Показатели результативности рассчитываются для более эффективного управления процессом сбора данных, а их публикация позволяет повысить открытость исследовательской индустрии для профессионального сообщества и заинтересованной аудитории. Сам по себе уровень достижимости респондентов не является однозначным подтверждением качества опроса или его репрезентативности — важны сравнение и динамика.
Зарубежные и российские исследовательские компании также публикуют с различной периодичностью (и различной степенью официальности) данные по уровню результативности опросов. Например, в 2018 году средний коэффициент ответов в исследовательском центре Pew Research равнялся 6%. Институт Гэллапа сообщил о 5% в 2015, о 6% в 2016 и о 7% — в 2017 гг.
Комментирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров:
«Последние события в стране и в мире существенно повысили интерес общества к опросам. Это накладывает на полстерские компании дополнительную ответственность — аудитория требует большей открытости и прозрачности.
ВЦИОМ идет навстречу пожеланием потребителей социологической информации и уже второй год на регулярной основе публикует массивы — исходный набор данных, позволяющий проследить за ответами каждого конкретного респондента. Теперь мы делаем следующий шаг: начинаем раскрывать информацию о результативности наших телефонных опросов. Мировой опыт показывает, что эти цифры, как правило, нельзя назвать высокими. Тем не менее ведущие мировые опросные службы, такие как Институт Гэллапа, подтверждают: телефонные опросы с низкими значениями коэффициента ответов точно репрезентируют мнение населения и дают право говорить о высоком качестве данных таких опросов.
Более глубокое и профессиональное изучение проблемы достижимости, уверен, станет возможным на базе раскрытия всех необходимых показателей. Приглашаем коллег к такому обсуждению и предлагаем им поддержать нашу инициативу».