Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Событие
Новости ВЦИОМ
Фото: ВЦИОМ

Участники круглого стола во ВЦИОМ обсудили важность и необходимость для общества государственных праздников

Эксперты и представители власти обсудили, для чего государству сегодня нужны праздники и как их сделать по-настоящему любимыми у россиян.

04.03.25, Москва: В офисе Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) состоялся круглый стол на тему: «Что делает праздник ПРАЗДНИКОМ?» с участием представителей государства и экспертного сообщества.

Специально к этому мероприятию ВЦИОМ представил результаты исследования, посвященного восприятию праздников россиянами. Так, самым важным у жителей России праздником является День Победы. Такой ответ дали 61% респондентов. Десять лет назад, в 2014 году, так считали 53% россиян. На втором месте – Новый год (58% опрошенных дали такой ответ). Замыкает тройку главных для россиян праздников Пасха – ее назвали 29% респондентов.                     

Также в числе самых важных для россиян праздников:

  • Международный женский день 8 марта (24% ответов),
  • Рождество Христово (18%);
  • День защитника отечества 23 февраля (13%);
  • Праздник весны и труда 1 мая (10%). 

 «Что же касается государственных праздников, то, в частности, День России 12 июня в 2006 году важным праздником считали только 2% россиян, сейчас – 7%. День народного единства 4 ноября важным праздником называют уже 5% россиян. Это говорит о том, что перед государством правильно поставлена задача: праздники, которые должны работать как инструмент сплочения, передавать культурный код и задавать смыслы, становятся популярнее», – отметил глава Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов.

Опросы проводились 10 февраля,  21 апреля, 23 апреля, 8 декабря 2023 года и 14 января 2024 года, методом телефонного интервью, в нем приняли участие 1600 респондентов старше 18 лет не менее, чем из 80 регионов России. 

По мнению референта Управления Президента РФ по общественным проектам Администрации Президента Владимира Костеева, наличие государственных праздников в стране имеет несколько ключевых функций. Прежде всего, государственные праздники сохраняют историческую память. Второй важный момент – передача социального капитала, опыта, культурных образов, поведения. «Одна из главных функций государственных праздников – это повышение социальной сплоченности за счет социальной памяти, которая «цементирует» некую общность, – подчеркнул он. – Также государственные праздники и выходные дни выполняют функцию отдыха, дают возможность человеку переключиться на другие виды деятельности и отойти от повседневной рутины». Наконец, не стоит забывать, что праздник – это еще и экономика, способ стимулирования потребления и туризма, отметил Владимир Костеев.

В конце 2024 года на базе Министерства культуры РФ была создана Лаборатория государственных праздников. Как отметил в ходе дискуссии заместитель Министра культуры России Сергей Першин, сейчас Лаборатория консолидировала свои усилия вокруг трех новых государственных праздников, которые пока что недостаточно укоренились в сознании российского общества:

  • День России 12 июня, 
  • День государственного флага 22 августа, 
  • День народного единства 4 ноября.

«Важно понимать, что мы не ставим перед собой задачу организовать дополнительные мероприятия. Мы объединяем усилия министерств, ведомств, субъектов РФ, госкорпораций и госкомпаний, творческих индустрий, образовательных центров, чтобы выработать единый методологический подход к празднованию этих дат. Это должен быть такой подход, который смогут применять на местах в регионах, в вузах, школах, общественных организациях и так далее. На практике это означает, что мы постараемся систематизировать накопленный опыт и выявить лучшие практики. Результатом нашей работы станут концепции празднования и методические рекомендации, которые станут основной для работы всех акторов», – пояснил замминистра. Для каждого из трех перечисленных праздников будет выработан единый подход: какие события за ними стоят, какие смыслы они несут, какие традиции с ними могли бы быть связаны. Для этой работы, по словам чиновника, будет проведен ряд стратегических сессий на крупных образовательных площадках страны.  

Важно, чтобы вся цепочка организаторов праздника – от руководителя ДК в небольшом городке до высшего руководства страны – одинаково понимали, зачем тот или иной государственный праздник нужен обществу, какую пользу приносит или какую функцию выполняет, продолжил тему руководитель направления «Мастерская государственного дизайна в Сенеже» (Президентская платформа «Россия — страна возможностей») Вячеслав Правдзинский. «Праздник для государства — это в том числе и инструмент трансляции ценностей. Это инструмент синхронизации общества, и важно понимать, что синхронизация – это обоюдный процесс. Мы слушаем людей и отвечаем на их запрос», – отметил эксперт. Кроме того, по его словам, чтобы усилить понимание и восприятие новых государственных праздников в обществе, необходимо мыслить не отдельными датами, а календарем в целом. То есть надо понимать, как обеспечить связку между Днем России, Днем флага и Днем народного единства: что говорить и как отмечать 12 июня, затем 22 августа и как это привести к 4 ноября, а после завершить цикл Новым годом, пояснил свою идею Правдзинский.

Генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина предложила один из форматов празднования Дня народного единства - фестиваль 195 народностей России. «У нас в стране более 195 национальностей, которые говорят на 275 языках и диалектах. Да, у нас единый государственный русский язык, и мы им гордимся, но даже, когда мы говорим на разных языках, мы все равно понимаем друг друга, потому что у нас есть единая культурная целостность, несмотря на культурное разнообразие, а это только доказывает силу взаимопонимания», – подчеркнула она. Поэтому язык, по мнению главы АНО «Национальные приоритеты», можно использовать в качестве центра всей коммуникации, которая не разделяет, на, напротив, объединяет; ведь язык – это не только его вербальное проявление, но и целый спектр инструментов и способов выражения: литературный, музыкальный, гастрономический, юмористический, фольклорный, культурный.

В современном мире праздники можно отмечать не только в традиционном офлайн-режиме, но и в онлайне. VK за последние три года выстроила системную работу с различными праздниками в России, реализовано уже более 300 проектов, рассказал в ходе дискуссии директор департамента социально-значимых событий VK Никита Ничкалюк. «Для нас праздник – это маркетинговая кампания, у которой есть своя собственная аудитория, свой собственный сезон, есть свои атрибуты и свои цели и задачи», – пояснил он. Праздники разделяются по приоритизации на три группы: в первую входят больше государственные праздники, во вторую – менее крупные вроде Дня студента, и в третью – региональные праздники, например дни города. Три года подряд VK в День России 12 июня повторяет масштабный проект, рассказал Ничкалюк. В разных городах в самых узнаваемых локациях устанавливаются большие экраны, через которые 24/7 ведется прямая связь: Москва с Калининградом, Сочи с Санкт-Петербургом, Грозный с Пермью и так далее. Таким образом через эту связь между городами выстраивается эффект единения и сплочения между жителями разных уголков нашей страны, отметил представитель VK.

Генеральный директор Московского академического Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Андрей Борисов обратил внимание на важность ритуалов при праздновании различных дат. «Праздник как ритуал соединяет человека с другими людьми, с социумом, с природой, т.е. с миром. И не только соединяет, но и примиряет, – подчеркнул он. – Праздник-ритуал должны иметь фасцинирующее действие, то есть завораживающее, очаровывающее, околдовывающее, вводящее в определённое состояние, отличное от того, что есть в обыденной жизни». По мнению эксперта, общественная идея должна быть закреплена ритуалом, а за этим уже должны стоять традиции, передающиеся из поколения в поколение. «Праздники нужны государству для формирования идеологической рамки, чувства идентичности и солидарности, а также для исполнения функции сброса напряжения в обществе. Праздник – это позитивная связь между гражданином и государством», – заключил Борисов.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что для более глубокого внедрения новых государственных праздников в общественное сознание важно, чтобы вокруг них не только были сформированы традиции, но чтобы людям была понятная историческая значимость празднуемой даты, смыслы, которые за ней стоят, а также целеполагание государства.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07