Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Событие
Фото: из личного архива эксперта

Интервью Валерия Федорова о переменах в настроениях россиян для АиФ

67% опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) назвали семью наиболее важной для себя ценностью. В Год семьи этой тематике наверняка уделит внимание в своем послании и президент В. Путин, с акцентом на нее скоро будет отмечаться и первый весенний праздник.

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров рассказал Аргументам и Фактам об ориентирах, запросах и настроениях россиян.

Виталий Цепляев, aif.ru: — Валерий Валерьевич, незадолго до 8 Марта 81% ваших респондентов сказали, что самые красивые девушки живут в России. Вы лично согласны с мнением большинства?

Валерий Фёдоров: — Наверное, в каждой стране самыми лучшими, самыми красивыми считают именно своих женщин, и в этом смысле Россия не исключение. Но я, безусловно, присоединяюсь к мнению большинства.

— Красота красотой, но сегодня на женщин у нас все чаще смотрят через другую призму — демографическую. Мол, ваш удел, дорогие дамы, рожать детей да щи варить, а образование, карьера и прочие «глупости» подождут. Что говорят ваши опросы, согласны ли сами россиянки с таким подходом?

— Не только россиянки, но и многие российские мужчины сегодня уже не ориентируются на «вековые устои» в ответах на подобные вопросы. Спрашиваем, например — кто должен делать работу по дому: мужчина или женщина? Под 80% говорят, что оба. Примерно такой же расклад в ответах на вопрос, кто должен заниматься воспитанием детей.

Так называемые гендерные роли — один зарабатывает деньги, а другая нянчит детей и готовит еду — устарели еще примерно семьдесят лет назад. Уже в послевоенное время, когда мужчин в нашей стране сильно не хватало, женщины были вынуждены больше работать и зарабатывать, чтобы прокормить детей. Потом они стали позже выходить замуж и позже рожать, стараясь сначала получить образование, чего-то добиться в профессии. И это не только наша, а общемировая тенденция.

— 67% опрошенных называют крепкую семью самой важной для себя ценностью, 50% считают идеалом семью многодетную. В то время как, по статистике, Россия на четвертом месте в мире по разводам (73% браков распадаются), а многодетных семей у нас только 12%. Как объяснить этот разрыв между «хотелками» и реальностью?

— Идеальная картина, картина ценностей всегда отличается от реальности. Мужчина, допустим, мечтает иметь яхту и кучу свободного времени, а вынужден целый день крутиться как белка в колесе, чтобы заработать на хлеб с маслом. Женщина мечтает о «семерых по лавкам» и «любви до гробовой доски», но рожает от силы одного-двух детей и разводится с мужем, потому что «не сошлись характерами»... Что мешает семьям заводить больше детей? «Маленькая квартира», «маленькая зарплата», «нужно поработать, чтобы продвинуться по службе», «сомневаюсь в партнере, вдруг он ко мне недостаточно серьезно относится» — такие варианты в ответах респондентов встречаются. Хотя, на мой взгляд, зачастую это не реальные причины, а отговорки. Тех, кто всерьез настроен иметь большую семью, никакие препятствия обычно не останавливают.

— Раз уж мы заговорили о материальном, не могу не обратить внимание на один их свежих опросов ВЦИОМ. Как оказалось, 28% россиян считают нынешнее время благоприятным для крупных покупок (год назад таких было 23%). И хотя большинство (48%) по-прежнему склонны лишнюю копейку сберегать, а не тратить, потребительский оптимизм растет. Почему, как вам кажется?

— Работают несколько факторов. Во-первых, инфляция немного замедлилась, и это позволяет людям больше тратить. Во-вторых, сказывается отложенный спрос. В 2022-2023 годах многие старались не делать серьезных покупок, откладывали средства «на черный день» — мало ли, что завтра произойдет. А теперь они осмотрелись по сторонам и решили-таки свои отложенные планы осуществить.

Лучше всего это видно по рынку автомобилей. В 2022 году граждане вообще перестали их покупать, в 2023-м начали понемногу пробовать. Удивились, конечно, изменению цен и ассортимента. Посомневались, насколько эти «китайцы» ремонтопригодны, насколько дороги в обслуживании, переживут ли нашу русскую зиму. Но мало-помалу аппетит к покупке авто стал возвращаться. Тем более что у части населения и реальные доходы подросли.

Наблюдая за поведением сограждан, мы сейчас используем такое понятие, как «глаз бури». Так называют тихую область в самом центре тропического циклона, где буйство стихии почти не ощущается. Вот и с обществом так: когда вокруг веют «вихри враждебные», когда все кажется нестабильным и непредсказуемым, мы вдруг ощутили почву под ногами. Разобрались, что происходит, приспособились к окружающей нас турбулентной среде и немножко успокоились. Тревоги, страхов по сравнению с тем, что мы наблюдали год-два назад, стало поменьше. На повестку вернулись обычные заботы: дать образование детям, найти возможность подзаработать, сделать ремонт в квартире, купить машину... Этим и объясняется рост потребительского оптимизма.

— Четыре года назад привычную повестку дня сломала пандемия, два года назад — СВО. Можно ли сказать, что, пережив эти шоки, российское общество стало более толстокожим?

— «Толстокожесть», конечно, повысилась. Выработался иммунитет к плохим новостям — даже когда они связаны с гибелью людей и разрушением каких-то объектов. То, что год или два года назад вызывало шок, сейчас воспринимается как рутина — пока, разумеется, это не затрагивает человека непосредственно. Хорошо это или плохо? Сложно сказать. Обратной стороной такого «притирания» к действительности стали всевозможные ментальные расстройства, рост потребления алкоголя. И с этими последствиями кризиса еще предстоит как-то разбираться.

— Какие запросы и настроения сегодня преобладают у людей, с чем они связывают надежды на будущее?

— Все надеются на улучшение материального положения, ждут от государства повышения качества и доступности здравоохранения и образования. Но главный запрос, конечно — на мирное развитие. Неслучайно президент заговорил о готовности России к переговорам и неготовности к ним «той стороны» — он настроения людей всегда хорошо чувствует. Да, нам нужен мир, но он должен быть справедливым и честным. Опыт Минских соглашений, когда Украина и Запад нас обманули, многому нас научил. Новый миропорядок должен отвечать интересам России.

В целом настроения у людей позитивные. Мы видим, что этот позитив начал формироваться в августе-сентябре прошлого года, рос всю осень и в декабре достиг максимума. В январе он немного «съехал» вниз, но незначительно — видимо, просто ушел фактор новогодних праздников.

Росту позитива способствуют новости с фронта: люди видят, что российским войскам сопутствует удача. Авдеевка — яркий тому пример. Свой вклад внесла и положительная динамика в экономике, тот же рост ВВП на 3,6% в прошлом году. На рынке труда сегодня правит бал работник, а не работодатель — значит, можно поторговаться за лучшие условия, добиться прибавки к зарплате. А с учетом приближающихся выборов многие надеются и на дополнительные «плюшки» от государства, ждут обнадеживающих предвыборных обещаний. И, как показывает опыт прошлых лет, власть на эти ожидания не может не реагировать.

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07