ПОСЛЕСЛОВИЕ К МЕГАСОБЫТИЯМ:
что делать с их наследием, как не обанкротиться при их проведении и как развить свой город в условиях финансового «ледникового периода»?
Состоялось 22 апреля 2014 года, РГГУ
Проведение «мегасобытий» - с многолетней обильно финансируемой подготовкой и обширным рекламно-пропагандистским сопровождением - стало в России нулевых и десятых годов одной из важных стратегий федеральной власти. Подготовка к мегасобытиям призвана решить две задачи: а) достойно провести само мероприятие, показав нашу страну (город, территорию) миру в достойном обличье и б) дать импульс региональному развитию – прежде всего, путем модернизации, а порой и глубокой реорганизации городской инфраструктуры. Спектр таких событий широк – от Олимпиады и Универсиады до «исторического» юбилея очередного города. Впереди – Чемпионат мира по футболу-2018 и Зимняя Универсиада-2019 в Красноярске. Есть амбиции поучаствовать в борьбе за право проведения еще пары-тройки мероприятий мирового уровня.
Однако опыт проведения мегасобытий в России (как и в других странах мира) показывает, что их внутренние и внешние эффекты часто не соответствуют ожиданиям инициаторов. Мегасобытия практически всегда оставляют за собой длинный шлейф несбывшихся ожиданий, разорившихся компаний-участников процесса и попавших под суд чиновников-коррупционеров. Да и время больших бюджетов, щедро выделявшихся на мегасобытия, осталось позади: если в России внезапно «кончились деньги», то, скажем, в Бразилии подготовка к очередному ЧМ-2014 спровоцировала сильнейшее внутриполитическое напряжение. Сами мегасобытия уже мало кем мыслятся как «золотые ключики», открывающие двери в лучшее будущее для очередного Богом забытого города, территории, страны.
К настоящему времени накоплен достаточный массив данных, позволяющий выделить лучшие и худшие практики организации и проведения мегасобытий, выстроить оптимальный сценарий их проведения с социальной, экономической, имиджевой, политической и других точек зрения. Это необходимо, так как от проведения некоторых мегасобытий страна просто не может отказаться по причине ранее уже данных обязательств.
Вопросы для дискуссии:
- Что делать с наследием мегасобытий там, где праздник уже закончился? Как использовать их наследие для развития города и территории? (кейсы Сочи, Владивостока, Казани)
- Как минимизировать риски и максимизировать положительные эффекты мегасобытий там, где они уже запланированы (ЧМ-2018, Универсиада-2019)?
- Каковы альтернативные стратегии повышения привлекательности территории там, где «золотого дождя» в виде мегасобытий больше не ожидается?
На заседании выступили Владислав Шулаев - Директор по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ. Владислав Сахарчук - политолог и издатель, основатель ресурса kaluga24.tv.
Были представлены основные результаты экспедиционного исследования «инфраструктурных дивидендов» и социальных эффектов Саммита АТЭС во Владивостоке, проведенного в декабре 2013 г. ВЦИОМ совместно с исследователями из Самары, Калининграда и Нижнего Новгорода. Исследование представил руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Степан Львов.
В дискуссии участие приняли Сергей Цыпленков (Калининградский социологический центр), ИгорьЗадорин (ЦИРКОН), Галина Градосельская (НИУ-ВШЭ), Наталья Иконникова (НИУ-ВШЭ), ФедорКудрявцев (Лаборатория градостроительных исследований МАРХИ), Алексей Зубец (Финансовая академия) и другие участники заседания.
Вел заседание генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Материалы заседания:
- Транскрипт заседания (.pdf)
- Г.В.Градоселькая, Д.В.Просянюк "Экспликация «зонтичных брендов» - как способ обнаружения латентных механизмов управления в создании инновационных кластеров" (.pdf)
- С.В. Львов "Саммит АТЭС-2012: социальный эффект мегасобытия" (.pdf)
- В.В. Шулаев "Продвижение территорий. События" (.pdf)
- Н.К. Иконникова "Мегапроект «Сочи‐2014»: практики эксклюзии и локального сопротивления" (.pdf)
- ФОМ "Влияние мегасобытий на представления жителей о городе: опыт Универсиады-2013" (.pdf)