(2 июня 2015, в 17:00, в помещении Фонда ИСЭПИ, Б.Головин пер., 20)
В развитии любого общества важнейшую роль играют люди, которые генерируют альтернативную/ протестную повестку дня. Критически оценивая действительность, они артикулируют её недостатки, предлагают идеи, формулируют альтернативы. В российской традиции минувшего столетия эту роль брала на себя интеллигенция, а в новом веке эта роль часто приписывается «креативному классу».
Креативный класс появлялся на авансцене современной российской истории дважды: впервые – в 2008 г. как адресат «модернизационной повестки», затем – в 2011-2012 г. на Болотной площади как символ разочарования в шансах на либеральный разворот и крушения политических иллюзий.
«Креативным классом» принято называть образованных людей, занятых в создании постиндустриальных продуктов и сервисов. В отличие от выделяемого по социально-экономическим основаниям «среднего класса», для понимания «креативного класса» мы используем социально-культурный критерий, понимая под ним работников интеллектуального труда, творческих профессий, профессиональная деятельность которых даёт им возможность постоянно уделять значительное время потреблению и созданию информации.
С «креативным классом» связываются основные надежды на рост инноваций и модернизацию экономики. Одновременно «креативный класс» имеет в России репутацию «пятой колонны», считается, что его представители критично оценивают власть, поддерживают оппозицию и формируют социальный запрос на либеральный разворот.
Станет ли «креативный класс» оплотом антипутинской фронды или он может быть успешно встроен в мобилизационный сценарий развития – эту тему предлагается обсудить.
К обсуждению предлагались следующие вопросы:
- Куда делся «креативный класс» - осознаёт ли он себя сегодня как общность? Каковы его стратегии выживания в сегодняшней ситуации?
- Чем «креативный класс» может быть опасен для власти и для страны? Способны ли креаклы формировать дискурсивную основу для объединения недовольных в общий протестный поток?
- Должна ли власть работать с креативным классом и что она может ему предложить? Как в рамках сегодняшнего мейнстрима найти русло, в котором возможна позитивная реализация потенциала «креативного класса»?
С докладами выступили Ю.Баскакова (ВЦИОМ), Ю.Плюснин (НИУ ВШЭ), М.Слесаренко (Агентство политических исследований Politium).
Свои позиции по обсуждаемым вопросам представили И.Дискин (Научный совет ВЦИОМ, Общественная палата РФ), Б.Макаренко (Центр политических технологий, Институт современного развития), Л.Григорьев (НИУ ВШЭ), О.Крыштановская (ИС РАН), В.Левашов (ИСПИ РАН), В.Жарихин (Институт стран СНГ), Л.Поляков (НИУ ВШЭ), Н. Тихонова (ИС РАН).
Материалы заседания
- Креативный класс и сетезация (.pdf)