ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3284 | 13 Января 2017
Медиапотребление сегодня: пять основных фактов
Телевидение пока остается основным и наиболее авторитетным источником информации, однако новые медиа (в частности интернет) имеют широкие перспективы.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Для 62% россиян в возрасте от 18 до 24 лет основным источником информации является интернет
  • 35% россиян считают, что если телевидение выйдет из строя хотя бы на месяц, это пойдет людям на пользу
  • 17% опрошенных заявили, что могут отказаться от чтения прессы, полностью перейдя на электронные медиа
МОСКВА, 13 января 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследований об отношение россиян к СМИ: 5 основных тенденций.

№ 1. «Телевидение VS интернет: в борьбе за аудиторию». Главным источником новостей о событиях в стране для большинства наших сограждан по-прежнему остается телевидение, однако его популярность снижается (62% в 2015 г., 57% в 2016 г.). В то же время интернет (включая информационные сайты, социальные сети и блоги) сегодня используют для поиска новостных материалов 27% всех опрошенных (в 2015 г. – 22%). Однако можно предположить, что в дальнейшем это число будет только расти, поскольку уже сегодня сеть является главным источником новостей для 62% 18-24-летних, 47% 25-34-летних.   

№ 2. «TV – «зомбоящик» или окно в мир?». Оценка воздействия ТВ на зрителей за последние 25 лет ухудшилась. Так, если ранее (1989 г.) 73% считали, что телевидение повышает моральный уровень людей, то сегодня (2014 г.) об этом говорят 46%. В то же время в пять раз стало больше тех, кто отмечает ухудшение нравственности общества под воздействием просмотра телеканалов (с 8% до 38%).  Каждый третий россиян (35%) уверен: если в течение месяца люди не смогут смотреть телевизор, это пойдет им лишь на пользу (с 18% в 1989 г.), однако 51% респондентов думают, что это все же будет значимой потерей.

№ 3. «СМИ: доверяй, но проверяй?». Несмотря на снижение интереса, телепередачи центральных каналов остаются в лидерах рейтинга доверия средствам массовой информации: три четверти россиян (75%) им верят. Показатель региональных ТВ ниже (65%). Другие же СМИ вызывают доверие менее чем у половины опрошенных, а абсолютными аутсайдерами являются зарубежные телепередачи, газеты, журналы и т.д.: им доверяют только 15% наших сограждан. Интересно, что группа доверяющих традиционным СМИ практически не верит новым медиа, в то время, как группа доверяющих новым СМИ при определенных условиях готова верить и традиционным.

№ 4. «Новости: о принципе объективности». Объективность освещения информации, по мнению населения, зависит от тематики: если новостные материалы о природных катаклизмах (72%), а также деятельности главы государства (62%) и положения России на мировой арене (53%) более половины граждан считают скорее непредвзятыми, то в отношении других тем (положение дел в экономике, деятельность оппозиции и др.) подобного единодушия уже не наблюдается.

№ 5. «Печатные и электронные материалы – будущее рассудит?».  Печатные СМИ читают около трех четвертей наших сограждан (77%): в том числе 12% - ежедневно, 31% - два-три дня в неделю, 26% - пару раз в месяц, 8% - хотя бы несколько раз в год. Интернет-версии печатных изданий пользуются меньшей популярностью – к ним обращаются 58% опрошенных (однако доля ежедневной аудитории выше, чем у бумажных аналогов – 18%). Прессу чаще читают люди пенсионного возраста – 84% (против 61% от 18 до 24 лет), тогда как онлайн-пользователи СМИ – это скорее молодежь – 80% 18-24-летних (против 29% старше 60 лет). Большинство наших сограждан (73%) признались, что не готовы совсем отказаться от бумажных СМИ. Однако доля тех, кто заявил, что может полностью перейти на чтение электронных медиа, уже составляет 17%. Представители молодежных групп выражают подобную решимость в два раза чаще, чем в среднем по выборке (36%), тогда как люди пенсионного возраста, напротив, крайне редко (4%).

Данные комментирует генеральный директор Фонда ВЦИОМ, кандидат психологических наук Константин Абрамов: «Революция в сфере потребления медиа происходит в течение последних десятилетий на наших глазах, и данные исследований ВЦИОМ лишь подтверждают тенденцию ухода большой части молодой аудитории в потребление информации через интернет, отказ от печатных изданий, гаджетомании. И если ранее традиционные источники информации (в первую очередь ТВ), по мнению наших граждан, считались более объективными и заслуживающими доверия, то и этот показатель в последние годы снижается. Еще один тренд: в зависимости от предпочтений человека, от его мотивации потребления, медиа предлагают разные каналы доставки и форматы, все более индивидуализированные».

Инициативные всероссийские опросы ВЦИОМ проведены в 2014-2016 гг. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки (при каждом опросе) 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Как Вы думаете, следующие события российские средства массовой информации освещают скорее объективно, скорее приукрашивая действительность или скорее показывают события хуже, чем они есть?... (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)

Дата/Варианты ответов Скорее приукрашивают действительность Скорее показывают события объективно Скорее показывают события хуже, чем они есть Затрудняюсь ответить
Наводнения, землетрясения, пожары, другие стихийные бедствия I.2016 14 72 7 7
Наводнения, землетрясения, пожары, другие стихийные бедствия V.2015 14 71 7 8
Деятельность президента I.2016 27 62 3 9
Положение России на международной арене I.2016 27 53 6 14
Положение России на международной арене V.2015 23 53 8 16
События на Украине I.2016 27 48 14 11
События на Украине V.2015 21 51 17 11
Деятельность других органов власти I.2016 38 42 4 15
Деятельность других органов власти V.2015 49 38 4 10
Положение дел в экономике страны I.2016 43 38 7 13
Положение дел в экономике страны V.2015 44 36 8 12
Деятельность оппозиции I.2016 17 38 14 31
Деятельность оппозиции V.2015 23 35 20 22

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: ; Интернет, соцсети; Общие проблемы СМИ. Доверие к СМИ. Цензура; Печать; Радио; Телевидение
Теги: СМИ доверие оценки