ДАННЫЕ ОПРОСОВ
№3395 | 14 Июня 2017
Блогер – призвание или профессия?
По данным ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», понятие блогер стало частью повседневной жизни, при этом самих блогеров сегодня воспринимают уже не просто как писателей-энтузиастов, но, прежде всего, как людей, зарабатывающих на этом деньги.

Пресс-выпуск

Таблицы

Инфографика

Комментарий

Методика
Коротко о главном
  • Только 6% опрошенных никогда не слышали слова «блогер»
  • Читают блоги 33% российских интернет-пользователей
  • Основной целью авторов блогов 47% граждан считают заработок
МОСКВА, 14 июня 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме блогов и блогеров.

Понятие «блогер» с годами становится все более общепринятым: за 4 года с 26% до 6% сократилось число тех, кто не знаком с ним вовсе, и, одновременно, с 41% до 69% увеличилась суммарная доля ответов респондентов, способных дать ему то или иное определение.

При этом читать блоги за последние несколько лет чаще не стали: как в 2013 г., так и в 2017 г., среди интернет-пользователей, читательская аудитория блогов составляет 33%. Блоги чаще просматривают молодые люди от 18 до 24 лет (56%) и мужчины (38%), чем представители других возрастных групп (от 28% до 33%) и женщины (29%).

Самым известным в стране блогером, по результатам опросов, остается Дмитрий Медведев. В то же время, согласно анализу компании «Медиалогия», самыми цитируемыми блогерами в российских СМИ стали Дональд Трамп (СМИ сообщали, что он опроверг сообщения журналистов о том, что российские спецслужбы имеют на американского президента компромат), Алексей Навальный и Мария Захарова.

Тяга к сочинительству, ранее считавшаяся основным побудительным мотивом к написанию блогов (с этим соглашались 43%), сегодня отошла на второй план (36%), в то же время чаще у авторов блогов стали усматривать стремление «пропиаритьтся» (42% в 2017 г. против 35% в 2013 г.). Однако в первую очередь образ блогера сегодня связан с деньгами: 47% опрошенных (рост с 14% в 2013 г.) считают, что блоги пишут с целью заработать.

По уровню доверия блоги пока существенно уступают традиционным СМИ: 61% опрошенных скорее поверят последнему источнику, однако за четыре года эта доля снизилась (с 67%), а в разрезе возрастных групп отчетливо видно, что чем моложе респонденты, тем больше они доверяют информации в блогах и меньше – в традиционных СМИ. 

Роль блогеров в обществе оценивается неоднозначно: так, 29% опрошенных полагают, что, высказывая свое мнение по общественно-политическим вопросам, они не влияют на жизнь общества, 37% - что в равной степени приносят пользу и вред. Преимущественно положительно их оценивают 8% всех опрошенных, в то же время среди 18-24-летней молодежи и людей, читающих блоги, эта доля заметно выше, чем среди остальных.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 8-9 июня 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.  Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

В 2013 г. был проведен квартирный опрос.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 41 200 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь - май 2017 года. Индекс Цитируемости (ИЦ) – медиапоказатель, учитывающий количество ссылок на записи блогера в сообщениях СМИ и влиятельность источника, опубликовавшего записи блогера.

Знаете ли Вы, кто такие блогеры? И чем они занимаются? Опишите в двух-трех словах (открытый вопрос, любое число ответов, %)

2013 г. 2017 г.
Ведут дневник в Интернете, свою страничку, блог 29 36
Общаются в Интернете 2 6
Люди, высказывающие свое мнение в Интернете 5 5
Компьютерщики, что-то связано с компьютером 1 5
Бездельники 1 4
Обмениваются информацией в Интернете 3 3
Агитируют людей в Интернете 0 2
Журналисты, работающие в Интернете 0 2
Занимаются рекламой, саморекламой через Интернет 0 2
Зарабатывают деньги через Интернет 0 2
Помогают людям, волонтеры 0 1
Мошенники в Интернете 0 1
Слышал только данное слово, но не знаю его значения 29 26
Впервые слышу данное слово 26 6
Другое 0 3
Затрудняюсь ответить 4 5

Блогер – это человек, который ведет дневник в интернете (блог), регулярно добавляет туда записи, фотографии, публикует собственные видеозаписи и т.д. Блогеры говорят о разных темах: общественно-политических, кулинарных, о досуге, путешествиях и т.д. А, как по-вашему, зачем люди вообще ведут блоги? (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)

2013 г. 2017 г.
Ради заработка 14 47
Ради того, чтобы привлечь к себе внимание 35 42
Ради того, чтобы поделиться мыслями, информацией с другими людьми 43 36
Ради общения с другими людьми 27 29
Это сейчас модно 18 18
Ради выражения творческих способностей 17 12
Ради того, чтобы провести время 17 10
Другое 1 11
Затрудняюсь ответить 9 4

Читаете ли Вы чьи-либо блоги, смотрите видеозаписи в блогах? (закрытый вопрос, один ответ, % от интернет-пользователей)

2013 г. 2017 г.
Да 33 33
Нет 65 67
Затрудняюсь ответить 2 0

А знаете ли Вы, кто из известных людей (политиков, общественных деятелей, представителей шоу-бизнеса) ведет свой блог в интернете? Назовите 2-3 фамилии (открытый вопрос, любое число ответов, построчно представлены ответы, названные при последнем опросе не менее чем 1% респондентов)

2013 г. 2017 г.
Медведев 20 10
Навальный 2 5
Бузова 0 2
Путин 8 2
Собчак 2 1
Жириновский 2 1
Киркоров 1 1
Кадыров 0 1
Захаров 0 1
Бородина 0 1
Пугачева 0 1
Усманов 0 1
Самбурская 0 1
Трамп 0 1
Шарий 0 1
Галкин 0 1
Пугачева 1 1
Другие 18 16
Затрудняюсь ответить 67 74

Какой информации Вы обычно доверяете больше: представленной в блогах или в традиционных СМИ (телевидение, радио, газеты) (закрытый вопрос, один ответ, %)

2013 г. 2017 г.
Больше доверяю блогам 6 6
Больше доверяю традиционным СМИ 67 61
В равной степени доверяю и блогам, и традиционным СМИ 17 19
Затрудняюсь ответить/зависит от ситуации 10 14

Многие блогеры в последнее время публикуют информацию и свое мнение, касающееся общественно-политических вопросов. Как вы думаете, такие блогеры приносят обществу больше пользы или вреда? Или блогеры не приносят ни пользы, ни вреда? (закрытый вопрос, один ответ, %)

Все опрошенные, 2017 г. Читают чьи-либо блоги, смотрят видеозаписи в блогах НЕ читают чьи-либо блоги, смотрят видеозаписи в блогах 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше
Приносят больше пользы 8 16 5 20 8 8 7 6
Приносят больше вреда 13 8 15 7 11 10 16 17
Приносят и вред, и пользу в равной степени 37 40 39 31 38 39 41 31
Не приносят ни пользы, ни вреда 29 31 30 38 35 30 24 26
Затрудняюсь ответить 13 5 11 4 8 13 12 20

ТОП-10 самых цитируемых блогеров в российских СМИ:

Блогеры Индекс Цитируемости (ИЦ)
1 Дональд Трамп 8925.53
2 Алексей Навальный 3233.28
3 Мария Захарова 2355.16
4 Рамзан Кадыров 1872.46
5 Петр Порошенко 1610.43
6 Сергей Собянин 1563.01
7 Алексей Пушков 1357.08
8 Алишер Усманов 627.35
9 Дмитрий Рогозин 583.13
10 Дмитрий Медведев 445.9

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта http://www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

Тематические разделы: Интернет, соцсети; Международный день блогера
Теги: блогеры