У большинства людей в возрасте 20 лет карьера только-только начинается, а у профессионального спортсмена — близится к финалу. Увы, далеко не все российские атлеты в нынешних условиях смогут получить самую желанную награду любого спортсмена — олимпийскую медаль. Так что перед людьми, которые провели всю юность в тренировках и сборах, обязательно встанет вопрос: а что дальше? Как реализовать себя после ухода из профессионального спорта? Где применить навыки или получить новую профессию? Ответы на эти вопросы искали участники совместной экспертной дискуссии ВЦИОМ и Благотворительного фонда «Мы выступаем как один».
Спортсмены думают о будущем
Чем заниматься после завершения спортивной карьеры — как показало совместное исследование ВЦИОМ и Благотворительного фонда «Мы выступаем как один», над этим вопросом задумывается большинство профессиональных спортсменов.
«Наше исследование состояло из трех больших этапов. В первую очередь мы провели экспертные интервью с представителями спортивных школ, федераций, ассоциаций, клубов. На втором этапе у нас были глубинные интервью с профессиональными спортсменами — членами сборных по разным видам спорта или претендующими на эти места олимпийцами, паралимпийцами. Третий этап — общероссийский количественный опрос профессиональных спортсменов. В общей сложности мы опросили 570 человек: среди них российские спортсмены от 18 лет, кандидаты в сборные, паралимпийцы, ученики спортивных школ, члены спортивных клубов и команд, имеющие статус не ниже кандидата в мастера спорта. 47% наших респондентов — мастера спорта. Выборка была очень серьезной», — представил исследование руководитель департамента социальных исследований ВЦИОМ Андрей Даудрих.
Как выяснил ВЦИОМ, больше половины спортсменов думают о будущем после завершения карьеры и имеют четкое или примерное представление о том, как оно сложится: так ответили 52% опрошенных спортсменов. Не думали об этом порядка 17%, а 25% — целая четверть! — думали, но ничего не решили.
Так или иначе, спортсмены — сильные люди, склонные верить в себя: 61% считают, что смогут найти работу легко или с небольшими усилиями. 28% предполагают, что возникнут какие-то сложности или работу будет практически невозможно найти.
Эксперты признают: ситуация внешней турбулентности подчеркнула уязвимое положение этих молодых людей в плане построения долгосрочных траекторий развития.
«Действительно, в плане образовательного развития ребята на период карьеры останавливаются. Безусловно, кто-то занимается самообразованием, но в основном можно отметить фиксацию образовательного уровня до момента завершения карьеры. А ведь во многих видах спорта, в частности в хоккее, карьера может закончиться и ближе к 40 годам. Ты выходишь из профессии взрослым человеком. Встает вопрос, чем заниматься дальше, что ты знаешь и умеешь помимо хоккея. Многие выбирают тренерскую работу или управленческую должность — в своем клубе, например», — констатирует вице-президент КХЛ Василий Курсин.
О подобном опыте построения карьеры в ходе дискуссии рассказала трехкратная чемпионка мира, серебряный призер Олимпийских игр, гандболистка сборной России Эмилия Турей. «В исследовании ВЦИОМ приятно порадовало, что все-таки более половины задумываются о своей карьере после спорта и уже имеют о ней представление. Свою карьеру я строила с перспективой работы в системе менеджмента. Через некоторое время мне захотелось попробовать себя в организации процессов, связанных со спортом: в итоге удалось получить и такой опыт. Сейчас я работаю в Московской гандбольной академии», — поделилась спортсменка.
Подобный сценарий, признают эксперты, не может быть универсальным для всех спортсменов. По данным опроса ВЦИОМ, 26% хотели бы продолжать свой жизненный путь в спортивной сфере, но 40% не хотят, чтобы их работа в будущем была связана со спортом.
Впрочем, даже тем, кто видит себя в спортивном менеджменте, нужно получить новые компетенции: в федерациях и клубах дефицит квалифицированного спортивного менеджмента. О возможностях, которые сегодня есть в этом сегменте рынка труда, нужно больше говорить, и спортсменам необходимо прицельно помогать развиваться в этом направлении — считает директор Института спортивного менеджмента и права Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ Сергей Алтухов. «Когда мы начали изучать рынок труда и ознакомились с дефицитом профессий в спортивных федерациях, мы увидели просто убийственные числа. 57% федераций испытывают проблему в квалифицированных кадрах по важным направлениям деятельности. Первое — дефицит специалистов по планированию, формированию, реализации программ подготовки к играм и соревнованиям. Второе — организация и проведение спортивных соревнований. Следующее — юридическое сопровождение в спорте, финансово-экономическое планирование, цифровизация IT-технологий, пиар и маркетинг, эйчар, международная деятельность, антидопинговая деятельность. Рынок нам показывает, что вакансии готовы. Вы что-нибудь об этом слышали, вы это видели? Нам нужно громче говорить об этом», — приводит данные эксперт.
Образовательная, юридическая, психологическая помощь
Спортсмены, столкнувшиеся с неправомерными отстранениями, не должны чувствовать себя один на один в этой ситуации, а должны получить необходимую поддержку, чтобы начать новый этап в жизни — такими мотивами руководствовался Председатель Совета Фонда «Мы выступаем как один», российский автогонщик, экс-пилот «Формулы-1» и победитель ралли-рейда «Шелковый путь» Никита Мазепин. «В 2022 году Формула-1 преждевременно расторгла контракт с Никитой Мазепиным. И на основе своей личной истории он создал фонд в поддержку действующих спортсменов, членов сборной страны, которые были отстранены от международных соревнований по неспортивным причинам. Фонд оказывает на сегодняшний день четыре вида поддержки — это психологическая и юридическая поддержка, помощь в получении дополнительного образования и содействие в трудоустройстве, которое включает в себя карьерное консультирование и профориентацию. На сегодняшний день у нас более 140 подопечных. Когда Фонд был запущен, к нам сразу обратилось большое количество паралимпийцев за психологической поддержкой, потому что отстранения привели их в точку непонимания, куда двигаться дальше», — рассказала в ходе дискуссии генеральный директор Фонда Елена Руфова.
Важным треком Фонда, как пояснила эксперт, стало создание обучающей программы по менеджменту и маркетингу в спорте, разработанной по инициативе Фонда совместно с факультетом глобальных процессов МГУ им. М. В. Ломоносова. В целом самые частые запросы подопечных — это помощь в получении дополнительного образования и психологическая поддержка.
Как подчеркнула Руфова, совместное исследование Фонда и ВЦИОМ позволит понять, в каком векторе дальше выстраивать работу со спортсменами. «В результатах исследования мы видим определенный парадокс: многие не хотят продолжать карьеру в спорте, но при этом большая часть спортсменов готова получать дополнительное образование в сфере спорта», — отметила генеральный директор Фонда «Мы выступаем как один».
По мнению экспертов, такие данные могут говорить о том, что юношам и девушкам не хватает понимания перспективного развития, выбора профессиональных треков в спортивной сфере. Впрочем, помощь востребована и в профориентации вне спортивной индустрии.
Как рассказывает Елена Руфова, в Фонде действительно много запросов от спортсменов на получение дополнительного образования: вот только сами адресаты этой помощи не всегда четко понимают, какое именно направление выбрать и как в нем развиваться в дальнейшем. «Спортсменам, которые всю жизнь посвятили спорту, трудно определиться с будущим направлением деятельности. К счастью, благодаря команде, которая работает с подопечными, задает им наводящие вопросы, а также профессионалам, которые проводят профориентационные тестирования, мы можем помочь спортсменам определить их реальные желания и потребности».
Клубы стали вкладываться в обучение игроков
В развитие внеспортивного потенциала игроков стали вкладываться команды, клубы, лиги и объединения: это общемировой тренд, который поддерживают и наши спортивные институции.
«Мы очень сильно сконцентрированы на качественном развитии карьеры наших хоккеистов. Первые проекты мы начали реализовывать еще более 10 лет назад, но тогда не так сильны были технологии дистанционного образования, что усложняло задачу. Учитывая крайне плотный график хоккеистов, необходимо создавать сервисы по принципу „образование в кармане (или телефоне)“. Качественный прогресс в изучении проблематики построения карьеры хоккеистов в российских лигах мы получили в 2020 году. Тогда вместе с ВЦИОМ мы провели масштабное исследование, в котором приняли участие более 1600 респондентов — хоккеистов и их родителей, тренеров и различных хоккейных экспертов. По итогам мы выделили четыре этапа: детско-юношеский хоккей, молодежный хоккей, профессиональная карьера и этап посткарьеры. Нам стали понятны наиболее „узкие места“ на каждом из этих этапов», — рассказал вице-президент КХЛ Василий Курсин.
По словам Курсина, в Континентальной хоккейной лиге сейчас работают над решением проблем, характерных для каждого этапа развития карьеры. Много внимания уделяется возможностям образования хоккеистов: образовательные программы разрабатываются таким образом и с таким применением современных ИТ-технологий, чтобы у спортсмена была возможность эффективно совмещать хоккей и учебу. Многие решения направлены на то, чтобы помочь профессиональным спортсменам в будущем. Кто-то из ребят сможет, например, сформировать личный бренд и монетизировать его, а кто-то благодаря курсам финансовой грамотности сможет эффективно распорядиться своими ресурсами как во время карьеры, так и по ее окончании. «В этом году мы начали работать с личными брендами хоккеистов. В этом нам помогают лидеры мнений — топ-блогеры, ребята с многомиллионной аудиторией подсказывают, рассказывают игрокам о развитии в этом направлении. Также мы готовим уникальный в своем роде образовательный проект, максимально адаптированный под реалии жизни хоккеиста», — пояснил Курсин.
Спортивный психолог Мария Огурцова, в свою очередь, рассказала о международном опыте: ведущие спортивные клубы мира сейчас вкладываются в образование и развитие своих спортсменов вне спорта. Общее развитие личности позволит спортсмену стать осознаннее и увереннее в себе — такова повестка этих изменений.
«Например, в футбольной академии „Барселоны“ есть специальная комната для обучения. Удобная, рядом с тренировочным полем, доступная для онлайн-обучения. Есть тьюторы, которые помогают выстроить организационный процесс. Клуб тратит на это деньги, потому что понимает, что это позволит развить уверенность в себе, когнитивные способности молодого человека. Клуб заинтересован в том, чтобы спортсмены получали двойную карьеру в учебе либо в альтернативной работе», — рассказала Огурцова.
Осознанное поколение спортсменов
То, что спортивная карьера не должна исключать получения дополнительного образования, сейчас понимает все больше молодых ребят. Можно предположить, что отчасти новой осознанности спортсменов способствовало изменение внешних обстоятельств: молодые спортсмены стараются диверсифицировать собственные стратегии развития. Как поделился с участниками бронзовый призер Чемпионата мира по сноуборду среди юниоров, серебряный призер Кубка Европы, член сборной команды России по сноуборду Владимир Пнев, обществу важно побороть стереотипы о спортсменах, которые якобы приходят в университет только лишь для того, чтобы собрать в зачетку урожай «автоматов». Сегодня многие совмещают эффективную спортивную карьеру с не менее эффективной учебной деятельностью.
«В РУДН учусь на бакалавриате филологии и дополнительно получаю образование как переводчик английского языка. Могу сказать, что это все сейчас лежит на плечах самого спортсмена. Для меня в свое время тоже было большим вопросом, на кого пойти учиться, потому что тренеры смотрели скептически на мои увлечения наукой и языком. Учителя со своей стороны тоже говорили: „Ну, ты спортсмен, с тобой все понятно“. Несерьезно относились. Я считаю, что миссия каждого спортсмена — разрушать эти стереотипы и продолжать заниматься вне зависимости от обстоятельств. В будущем, несмотря на то что я сейчас учусь на филолога, я хотел бы тоже связать жизнь со спортом как спортивный менеджер», — рассказал Пнев.
Действительно, парадигма долгосрочного планирования жизни у спортсменов меняется, констатируют эксперты. «Двойная карьера — это уже научное понятие в спортивной психологии. Результаты показывают, что наличие параллельно учебы или работы очень сильно может помочь во время карьеры. Ты становишься более уверенным. Тебе не так страшно выходить на чемпионат России — нет страха остаться ни с чем в случае проигрыша. Как психолог, работающий со многими сборными, я понимаю, что это очень частая тревога у спортсменов. И, конечно, наличие альтернативы, которая расширяет горизонты, которая удовлетворяет жизненный интерес, дает уверенность, навыки сосредоточенной работы и возможность быть более эффективным спортсменом», — резюмирует спортивный психолог Мария Огурцова.