Такси — не только часть мировой культуры (сколько фильмов снято и песен сложено про эти желтые авто!), но и востребованный вид городского транспорта. По данным опроса ВЦИОМ, 38% опрошенных ездят на такси: машины с «шашечками» вошли в тройку самых популярных видов транспорта. Впрочем, многие отказывают себе в поездках, 60% респондентов в качестве главный причины выбрать иной способ передвижения назвали высокую стоимость услуги. Участники отрасли согласны: цены на такси растут, а сервис стоит на месте, что негативно влияет на состояние рынка — поможет лишь изменение подходов в регулировании. Какие перемены нужны рынку такси — в комментарии Станислава Швагеруса, руководителя Центра компетенций Международного Евразийского форума такси (МЕФТ).
Полноценная часть транспортной системы
«ВЦИОМ представил результаты опроса, посвященного общественному восприятию услуг такси. Согласно данным исследования, легковое такси прочно заняло позиции в обеспечении транспортной мобильности населения Российской Федерации. Такси стабильно входит в тройку самых популярных видов городского транспорта, уступая лишь наземному общественному транспорту и личным автомобилям. Технологичность, доступность и удобство легкового такси как способа передвижения — те качества, которые ценят пассажиры в этом виде городского транспорта.
Легковое такси — важная часть транспортной системы Российской Федерации. Социально-экономическую роль легкового такси трудно переоценить — это и форма занятости населения (согласно исследованию, в отрасли заняты 3% граждан России, а это примерно 4,5 млн человек), и часть национальной культуры, и способ социализации. Людям нравится этот вид транспорта, при этом среди негативных эмоций называются только повышение стоимости услуг такси и отсутствие улучшения сервиса.
Устаревшие законодательные подходы
Вместе с тем опрос ВЦИОМ показал, что действующие подходы в государственном регулировании легкового такси не отвечают современным вызовам и требованиям: стоимость поездки растет, в отличие от качества услуг.
Сами же участники рынка такси отмечает существенные проблемы, связанные с завышенными, устаревшими и несоответствующими экономическим реалиям государственными требованиями. Это ставит перед государством вопрос об изменении подхода к отрасли и, возможно, о пересмотре существующей роли, месте и способах государственного регулирования легкового такси.
Так, спустя почти год после вступления в силу нового Федерального закона № 580-ФЗ продолжаются активные дискуссии об эффективности, социальных и экономических последствиях введенного в 2023 году государственного регулирования перевозок легковыми такси.
Рынок легкового такси неоднороден. В разных регионах России такси функционирует со своими объективными особенностями, которые невозможно привести к единому знаменателю флагмана российской системы такси — московской агломерации.
При этом Федеральный закон о такси, вступивший в силу в сентябре прошлого года, предъявляет невыполнимые требования и для органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В июле Международный Евразийский форум такси впервые представил доклад, который анализирует состояние организации перевозок легковыми такси во всех субъектах Российской Федерации и содержит объективную оценку проблематики региональными властями. Могу сказать, что роль и место легкового такси в транспортной системе Российской Федерации в связи с его популярностью и востребованностью начинает анализироваться и на уровне субъектов Российской Федерации.
Инициативы регионов
Регионы активно вырабатывают собственные подходы, которые позволили бы повысить общие показатели эффективности отрасли как для клиентов, так и для участников рынка. Так, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов предложил использовать такси для решения проблемы с общественным транспортом на маршрутах, которые нерентабельны для города.
По мнению Ханифова, в часы пик автобусы не справляются с пассажиропотоком, а на некоторых маршрутах ездят практически пустыми. Вместо этого он предлагает субсидировать такси, сделав его доступным для пассажиров с помощью карт для поездок в общественном транспорте. Предложение поистине революционное для России и требующее осмысления, хотя подобные проекты уже на протяжении длительного времени успешно реализуются в городах Германии.
В целом, согласно общественному мнению, выраженному в исследовании ВЦИОМ, легковое такси люди любят и ценят. Но для его качественного развития требуется серьезный пересмотр отношения государства к рынку такси».