Не так давно Аналитический центр ВЦИОМ проанализировал, как менялся образ семьи в российском кинематографе. Надо сказать, что этот образ всегда отражал социальные тенденции и весь драматизм временного периода: образ замученной матери-одиночки, хоть и набил оскомину современному зрителю, возник не на пустом месте. Но жизнь ячеек общества меняется, и современный российский кинематограф поступательно восстанавливает позитивный образ семьи. Почему это особенно важно именно сегодня — в комментарии заместителя руководителя Департамента политических исследований АЦ ВЦИОМ Марии Атаевой.
Сегодня реконструкция образа семьи в российском кинематографе происходит не столько через идеализацию, сколько через изучение сложностей семейной жизни, боли, потерь, но при этом поддержки и заботы. Семья — это не долг или обязанность, но моральный выбор (пройти трудности вместе, простить, научиться взаимодействовать, когда все вокруг меняется). Ключевые характеристики семьи на экране — стойкость и человечность. В ней герои находят для себя опору даже в самые темные моменты.
Однако подобная подача не всегда встречает зрительскую поддержку и одобрение. Исследование АЦ ВЦИОМ показывает: зрители хотели бы видеть положительные примеры взаимоотношений в семье. По всей видимости, российский зритель чересчур устал от излишнего драматизма в семейных отношениях на экране.
Семейная одиссея
Действительно, устать в последние годы было от чего. В 2000-е годы на первый план в кинокартинах вышли герои-одиночки с часто травматичными семейными связями (алкоголизм, насилие, уход одного из родителей из семьи), много потерянных отцов и холодных матерей. «Сейчас больше положительных аспектов семейной жизни… А в 2000-х это был больше уклон в негативную фазу, рисовали маму и папу пьяницей», — отмечают респонденты в исследовании ВЦИОМ. На экране часто демонстрировалось постперестроечное поколение, которое выросло без стабильности и в какой-то степени утратило доверие к институту семьи. Вероятно, эти образы полностью ложились на социальную ткань общества: для части зрителей такие картины были поводом задуматься об актуальной проблематике и окончательно дистанцироваться от вектора «правильной линии партии», признав за собой право быть самими собой, а не выверенно-положительными. Этакий остаточный дух противоречия, в который вписывались самые разные образы — от героев «Бригады» до трудных подростков из сериала «Школа» и Натэллы из «Мне не больно». Однако и этот запрос трансформировался.
В 2010-2018 годах на экранах произошел переход к семье как зоне компромисса, она стала показываться со своими проблемами и сломами, однако, несмотря на все сложности и испытания, герои готовы бороться и хотя бы попробовать остаться вместе. Фокус — на прощении, принятии и поддержке друг друга. Расширились образы супругов: женщины начали показываться более самостоятельными, а мужчины — уязвимыми и эмоциональными. Мы видим это в таких знаковых картинах, как «Географ глобус пропил» (2013), «Аритмия» (2017), и других.
В 2019-2025 годах образ семьи транслировался не в виде патриархальных нарративов, а в качестве главной опоры человека в нестабильное время. На фоне внешней турбулентности семья стала выступать как одна из немногих устойчивых структур (конечно, не без внутренних конфликтов).
Многодетная и многопоколенная семья становится эталонной. Кинематограф предлагает нам новую интерпретацию образов старшего поколения — бабушки и дедушки становятся носителями традиций, которые сплачивают семью. Образ родителей в российском кинематографе за рассматриваемый период прошел путь от демонстрации отчужденных и деструктивных, сложных личностей до сильных, заботливых и жертвенных. Также стоит отметить, что в экранных историях начала 2000-х годов семейные ритуалы как неотъемлемая часть существования семьи были представлены реже, нежели сейчас.
В поиске достоверного позитива
Сегодня зритель стремится видеть в кинокартинах позитивный, но в то же время узнаваемый и достоверный образ семьи, без перегибов — лишнего драматизма и идеализации. Зрители определенно устали от конфликтов и неопределенности в реальной жизни и хотят видеть на экране позитивную модель семьи. Отвечая на вопрос «Какие семейные сюжеты в кино и сериалах вам нравятся больше всего?», треть россиян (32%) выбрали комедии о повседневной семейной жизни (среди молодежи 18–24 лет — 43%). Чувствуется запрос на некоторую легкость, однако без утопий и антиутопий.
Кроме того, популярные сценарные штампы — непутевый отец, измученная мать, на которой все и держится, холодная и отстраненная бизнес-леди — вызывают все больше отторжения у российского зрителя. «Мать такая жертвенная, уставшая, она одна воспитывает сына», — вспоминают один из распространенных штампов респонденты исследования. Или другое: «Родители работают и мало внимания детям уделяют. Очень много семей, где мать все тянет на себе. В целом реалистичный образ».
Российскому кинематографу определенно следует конструировать яркие, интересные и «выпуклые» образы героев в новых смысловых координатах.
Чаще всего в кино и сериалах зрители видят проблемы, которые мешают нормальному взаимодействию членов семьи (стресс и большая загрузка на работе, постоянная занятость, недостаток времени на общение), приводящие к кризису. На втором месте — вопрос ответственности перед членами семьи (материальные проблемы, бытовые вопросы) и взаимоподдержки. Взаимоотношения родителей и детей, проблема поколений — как отдельный фокус. Среди деструктивных проявлений — темы измены, гиперопеки детей, зависимостей (не только родителей), ранней беременности, буллинга. Особо респондентами выделяются сюжеты, где дети пытаются справиться с проблемой социального неравенства. Периферийно зрители упоминают сюжеты о влиянии окружения на детей, их внутренних конфликтах, поиске себя и своего места в мире.
Между тем зрители хотели бы видеть положительные примеры взаимоотношений в семье, здоровое общение, поддержку индивидуальных интересов каждого и принятие выбора ребенка (даже если он отличается от их ожиданий родителей). По мнению зрителей, в кино надо снимать отношения матери и детей, отца и детей («Теплые, душевные, без дележки детей и денег. В отношениях должна быть любовь»), показывать примеры, как надо любить и уважать друг друга, поддерживать, сохранять ценности в семье. «[Нужно показывать] единство в семье», «проблема должна быть показана не в семье, а извне. Показать, как в семье поддерживают друг друга», — комментируют участники опроса.
Один из ключевых запросов россиян — демонстрация пути становления личности ребенка, развенчание мифа об «успешном успехе», популяризация ценности труда, погружение в проблемы морального выбора, воспитание через кинематограф. «Я бы обязательно показал соревновательную сторону жизни. Чтобы ребенок понимал: чтобы чего-то добиться, нужно пройти определенный путь. Главное, что я хотел бы донести: если у тебя есть цель, стремись к ней, и все получится. Но для этого нужно действовать, а не просто ждать, что все само придет», — высказался один из респондентов исследования.
Новые герои, тем не менее, должны быть погружены в реальный, а не выдуманный проблемный контекст: как показало исследование АЦ ВЦИОМ, у каждого десятого зрителя (12%) вызывает недовольство замалчивание реальных проблем. Хорошему кино хочется верить!