МОСКВА, 27 августа 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты исследования, посвященного образу семьи в российском кинематографе.
Динамика образа семьи в российском кинематографе за последние 20 лет |
2000-е годы: семья как фактор травмы, а не поддержки
Лозунг этого периода — «каждый сам за себя». Семейные узы ослаблены, на первый план выходят герои одиночки с часто травматичными семейными связями (алкоголизм, насилие, уход одного из родителей из семьи), много потерянных отцов и холодных матерей. На экране часто демонстрировалось постперестроечное поколение, которое выросло без стабильности и в какой-то степени утратило доверие к институту семьи.
2010- 2018 гг.: семья — это выбор
На экранах происходит переход к семье как зоне компромисса, она показывается со своими проблемами и сломами, однако, несмотря на все сложности и испытания, герои готовы бороться и хотя бы попробовать остаться вместе. Фокус — на прощении, принятии и поддержке друг друга. Усложняются образы супругов: женщины показываются более самостоятельными, а мужчины — уязвимыми и эмоциональными.
2019-2025 гг.: семья — опора в нестабильное время
Патриархальный нарратив возвращается в новом формате: глава семьи уже не столько авторитарный, сколько заботливый и неравнодушный. Женщина может совмещать и самореализацию, и семейные обязанности. Семья — это ежедневный труд, совместное преодоление трудностей и даже иногда выживание. Одна из причин демонстрации именно такого образа — социальная и геополитическая турбулентность периода. Вследствие чего семья представляется как одна из немногих устойчивых структур (но, конечно, не без внутренних конфликтов).
Многодетная и многопоколенная семья становится эталонной. Кинематограф предлагает нам новую интерпретацию образов старшего поколения: бабушки и дедушки становятся носителями традиций, которые сплачивают семью.
Образ родителей в российском кинематографе за рассматриваемый период прошел путь от демонстрации отчужденных и деструктивных, сложных личностей, до сильных, заботливых и жертвенных. А образ ребенка — от зависимого и часто страдающего до несущего в себе мотивацию для родителей (в том числе сделать правильный моральный выбор), запускающего позитивные изменения. А еще в экранных историях начала 2000-х годов семейные ритуалы как неотъемлемая часть существования семьи были представлены реже, нежели сейчас.
Опрос россиян, проведенный ВЦИОМ, показал, что сегодня при выборе контента о семье зритель ищет баланс между понятностью, узнаваемостью образов и достоверностью, между легкостью восприятия и смысловой глубиной. Его отталкивают клишированность, крайняя идеализация персонажей и их взаимодействий, как и излишняя драматизация.
Отвечая на вопрос «Какие семейные сюжеты в кино и сериалах Вам нравятся больше всего?», треть россиян (32%) выбрали комедии о повседневной семейной жизни (среди молодежи 18-24 лет — 43%). Вероятно, речь идет о запросе на легкость и некоторую самоиронию, возможность посмеяться над повседневностью без серьезной драмы. Зрители устали от конфликтов и неопределенности в реальной жизни, хотят видеть на экране позитивную модель семьи.
Далее в рейтинге следуют сюжеты, которые дают ощущение единства и партнерства, где семья становится опорой и движущей силой. Это приключенческие сюжеты, где главные герои — супруги или дети (18%, среди 25-44-летних — 24%) и истории о совместном преодолении испытаний (самопожертвование, взаимопомощь ради выживания) (15%).
В меньшей мере выражены запросы на трогательные истории любви (только 13% заявили об интересе к ним, однако 18% женщин и 21% 18-24-летних) и семейные драмы с их конфликтами и кризисами (10%, показатель выше в поколении оттепели и среди активных телезрителей — по 15% соответственно).
Говоря о том, что раздражает в изображении семьи в фильмах и сериалах, четверть опрошенных (27%) назвали повторяющиеся штампы (алкоголик-отец, жертвенная мать и т.д.). Избитые образы, кочующие из проекта в проект, теряют эмоциональный отклик (среди поколения цифры о недовольстве заявили 46%, среди активных интернет-пользователей — 34%). Шаблонность и «затертость» образов, сюжетов вызывают отторжение у значительной части аудитории.
На втором месте среди раздражающих факторов с небольшим отрывом — идеализация и изображение неправдоподобно счастливых семей (21%). Возможной причиной может быть желание увидеть на экране себя и свои отношения, «живую семью», в которой есть место трудностям, преодолению и партнерству.
В целом российский зритель чувствительно относится к схематизму в демонстрации образа семьи на экране, ему не нужны ни карикатуры, ни утопии.
На фоне этого отмечается ностальгия по уже родным советским образам.
А у каждого восьмого зрителя (12%) вызывает недовольство замалчивание реальных проблем (чаще об этом говорят 18-24-летние и оценивающие свое материальное положение как плохое — по 19% соответственно). Смещение фокуса внимания зрителя с серьезных и актуальных для него тем может восприниматься как игнорирование и даже обман со стороны создателей контента.
Среди аутсайдеров рейтинга кинорешений, вызывающих раздражение, — показ семьи как источника страданий (6%) и излишнее морализаторство (5%).
Образы родителей в российском кинематографе |
Сегодня водораздел между образами хорошего и плохого родителя зрители видят в количестве и качестве времени, уделяемого детям, готовности подавать личный позитивный пример.
Экранный образ хорошего родителя считывается через проявление эмпатии, любви, вовлеченности в повседневную жизнь ребенка, однако не забывающего о справедливом наказании при нарушении правил, что регулярно озвучивается на разных фокус-группах:
«Внимательные, понимающие, любящие, доверяющие»
«Сергеев постоянно ходит в садик и взаимодействует с воспитательницей своего ребенка. Это подчеркивает, какие они хорошие родители, они увлечены воспитанием ребенка»
«Заботятся о детях. Уделяют время. Воспитывают. Добропорядочные. Разговаривают с ребенком»
«Строгие. Спрашивают с детей. Могут и поругать, и похвалить»
«Подают пример своим поведением, патриоты. Воспитывают правильно своих детей: не мусорить на улице, например, не хамить»
Если говорить об образе плохого родителя, то ключевой его признак — безразличие к семье, игнорирование процесса воспитания детей по различным причинам: увлеченность зарабатыванием денег (обычно — сверх реальных потребностей), зависимости. Чаще такой родитель подает аморальный пример, не умеет общаться с ребенком и не хочет его понимать:
«Таких родителей интересуют только деньги. Им проще дать мешок денег своему ребенку, чем заняться им»
«Если они богатые, если они ездят отдыхать, забывают о детях. Зачем? Они же богатые»
«Деспоты, тираны»
«Родители, которые плохо воспитывают своих детей. Гуляющие родители»
«Пьющие, которые могут бросить детей и запереть, уйти гулять. Много таких было в кино»
«В “Трудных подростках” показывают сюжет, где родители-алкаши»
Мы попросили зрителей российских фильмов и сериалов (78% россиян) рассказать, какие образы матерей и отцов они чаще всего встречают на экране.
В относительно большей степени респонденты рефлексируют положительные образы. С одной стороны, образ самоотверженной, жертвенной матери, живущей ради семьи и детей (27% ответов). С другой — образ заботливого и вовлеченного в семью отца (23%).
Говоря подробнее о кинообразе матери, в первую очередь респонденты упоминают примеры сильных, самореализующихся героинь, проходящих через испытания (в том числе абьюз). Особо рефлексируется увеличение доли сюжетов с матерями-одиночками.
«Женщина-врач, мать-одиночка, но заботливая мать. Как-то совмещает работу, карьеру» (пример — героиня сериала «Тест на беременность»)
«Просто готова порвать всех за ребенка» (пример — героиня сериала «Мерзлая земля»)
«Многодетная Золушка»
Каждый пятый зритель российского кинематографа (21%) говорит, что чаще всего мать изображается как уставшая и перегруженная женщина.
«Мать такая жертвенная, уставшая, она одна воспитывает сына»
Реже матери на экране воспринимаются как независимые и состоявшиеся женщины (15%); добрые, но пассивные и зависимые (10%) или строгие и требовательные (5%).
Негативные образы матерей связываются зрителями с крайними формами дистанции с детьми: либо полное отстранение, либо тесная связь, гиперопека.
«Бизнес-леди, ребенок — с няней»
«Родной ребенок уходит из дома, потому что его мать одержима идеей сделать мир лучше, но в то же время забывает про своего собственного ребенка»
«К сыну относится: „Сыночка-пре-сыночка мой“! Гиперопекун»
«Слишком позитивное отношение к детям. Гиперопека, вседозволенность»
Если говорить об отцах, то зрители рефлексируют чаще негативную подачу образа. По мнению респондентов, в фильмах и сериалах преобладает безучастность отцов в воспитании своих детей, что в большинстве случаев воспринимается соответствующим реальности.
«Много отсутствующих отцов. Но при условии большого количества матерей-одиночек это отражает реальность»
«Гулена, изменщик»
«Приходящий папа»
18% зрителей российских фильмов и сериалов чаще всего видят образ отца как эмоционально отстраненного или отсутствующего. Одно из частых проявлений данного типажа — «занятый карьерист» (уделяет много времени работе и недостаточно внимания ребенку, что приводит к проблемам в воспитании, предпринимает попытки исправить ситуацию: восстановить отношения и повлиять на моральный облик ребенка, пример — фильм «Холоп»).
«Отец решил сына перевоспитать, но уже было поздно — все нужно делать вовремя»
«Отец полууставший. Только работает»
«В основном бизнесмены. Деловитые. Добытчик в семье»
Упоминается также негативный образ отца с алкогольной зависимостью.
«Есть отцы-алкаши, такое тоже показывают, которые пьют. Жена тянет семью»
Реже опрошенные замечают образ веселого и безответственного отца (14%) или авторитарного, контролирующего главу семейства (11%). Об образе мягкого, но слабого и неуверенного в себе вспомнили лишь 9% зрителей.
Среди периферийных типажей зрители также выделили:
- «Строгий воспитатель» / «наставник» (сам воспитывался в строгости и сейчас придерживается тех же взглядов, передает жизненные правила, традиционные семейные ценности, пример — фильм «Батя»).
«Пусть и со строгостью, но все равно есть опора»
- Отец-одиночка (образ воспринимается как скорее редко встречающийся в реальности, однако признается польза в разборах проблемных ситуаций и предложении вариантов их решений).
«„Родком-2“ — там очень реалистичная история воспитания отцом-одиночкой ребенка»
«В „Невском“ главный герой один начинает воспитывать детей. Проходит много сложных жизненных испытаний»
- Отец-неудачник, аморальный тип (подобная подача осуждается даже в комедийном контексте).
«На развлекательных каналах часто встречаются такие семьи, как в „Счастливы вместе“. Они показывают родителей как неудачников, чтобы было над чем посмеяться — ради своих шуточек… детям такое, конечно, не стоит смотреть. Если задуматься, там показано аморальное поведение»
«Либо нет, либо негативный персонаж. Козни строит матери»
Декларируемый доминантный образ отца в российском кинематографе зависит от преобладающего типа медиапотребления. Среди активных телезрителей 33% рефлексируют экранный образ как «заботливый и вовлеченный». В то время как среди активных интернет-пользователей возглавляет рейтинг вариант «эмоционально отстраненный или отсутствующий» (20%).
Причинами могут быть:
- Разные типы контента. Телевизионный контент чаще традиционалистский, репрезентация отцов идет через образы зрелых мужчин, защитников, пусть и не всегда идеальных (сериалы «Судьба человека», «Склифосовский» и т.д.). А в интернет-контенте и онлайн-платформах борьба за внимание зрителя идет в том числе через предложение проектов с социальной напряженностью, проблематизацией семьи, кризисом родительский ролей («Слово пацана», «Контейнер», «Мир! Дружба! Жвачка!» и т.д.).
- Специфика поколений респондентов, влияние образа отца, заложенного в детстве. Зрители видят в фильмах и сериалах преимущественно то, что ближе им по жизненному опыту или картине мира.
Что дальше? |
Можно предположить, что в следующие 5-10 лет образ семьи в российском кинематографе будет трансформироваться следующим образом:
- Позиционирование семьи как «фундамента смыслов». Именно семье будет отводиться роль в воспитании идентичности, гражданственности, патриотизма.
- Семья как «активный субъект». Возможно, у нее появится своя особая миссия на уровне общества, нации, истории государства. Фокус сместится от конфликтов и преодолений внутри ячейки к единству и сплоченности перед общим внешним вызовом.
- Часто героями будут становиться расширенные, многопоколенные семьи (с приемными детьми, пожилыми родственниками и т.д.). Более того — возможна популяризация добрососедских отношений (формирование «сети поддержки»).
- Усиление фокуса на эмоциональной вовлеченности отцов, переосмысление их роли в воспитании детей (на питчинге Министерства культуры в конце июня ряд проектов уже поднимал эту тему).
- Повышение возрастной границы главных героев. Возможно, увеличение внимания к темам одиночества пожилых родителей, «второго шанса» / «исправления ошибок молодости», заботы и «обратной ответственности».
- Рефлексия влияния информационных технологий на уклад семьи: снижение количества и качества живого общения, родительский контроль или его отсутствие, соцсети как новые носители смыслов, формирующих личность. Но в то же время — оценка возможного позитивного вклада в сохранение и укрепление взаимоотношений.
Автор: Мария Атаева