Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Zoonar/Imago/ТАСС
Общество

Образ семьи в современном российском кинематографе

Быть с семьей и в семье — не навязанный долг, но личный выбор. Такой образ культивирует современный российский кинематограф, и зрителям это нравится.
Фото:
Коротко о главном
  • 78% россиян смотрят российские фильмы и сериалы.
  • Чаще всего россиян раздражают в изображении семьи в фильмах и сериалах повторяющиеся штампы (алкоголик-отец, жертвенная мать) (27%) и неправдоподобно счастливые (идеализированные) семьи (21%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 78% россиян смотрят российские фильмы и сериалы.
  • Чаще всего россиян раздражают в изображении семьи в фильмах и сериалах повторяющиеся штампы (алкоголик-отец, жертвенная мать) (27%) и неправдоподобно счастливые (идеализированные) семьи (21%).

МОСКВА, 27 августа 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты исследования, посвященного образу семьи в российском кинематографе.

Динамика образа семьи в российском кинематографе за последние 20 лет

2000-е годы: семья как фактор травмы, а не поддержки

Лозунг этого периода — «каждый сам за себя». Семейные узы ослаблены, на первый план выходят герои одиночки с часто травматичными семейными связями (алкоголизм, насилие, уход одного из родителей из семьи), много потерянных отцов и холодных матерей. На экране часто демонстрировалось постперестроечное поколение, которое выросло без стабильности и в какой-то степени утратило доверие к институту семьи.

2010- 2018 гг.: семья — это выбор

На экранах происходит переход к семье как зоне компромисса, она показывается со своими проблемами и сломами, однако, несмотря на все сложности и испытания, герои готовы бороться и хотя бы попробовать остаться вместе. Фокус — на прощении, принятии и поддержке друг друга. Усложняются образы супругов: женщины показываются более самостоятельными, а мужчины — уязвимыми и эмоциональными.

2019-2025 гг.: семья — опора в нестабильное время

Патриархальный нарратив возвращается в новом формате: глава семьи уже не столько авторитарный, сколько заботливый и неравнодушный. Женщина может совмещать и самореализацию, и семейные обязанности. Семья — это ежедневный труд, совместное преодоление трудностей и даже иногда выживание. Одна из причин демонстрации именно такого образа — социальная и геополитическая турбулентность периода. Вследствие чего семья представляется как одна из немногих устойчивых структур (но, конечно, не без внутренних конфликтов).

Многодетная и многопоколенная семья становится эталонной. Кинематограф предлагает нам новую интерпретацию образов старшего поколения: бабушки и дедушки становятся носителями традиций, которые сплачивают семью.

Образ родителей в российском кинематографе за рассматриваемый период прошел путь от демонстрации отчужденных и деструктивных, сложных личностей, до сильных, заботливых и жертвенных. А образ ребенка — от зависимого и часто страдающего до несущего в себе мотивацию для родителей (в том числе сделать правильный моральный выбор), запускающего позитивные изменения. А еще в экранных историях начала 2000-х годов семейные ритуалы как неотъемлемая часть существования семьи были представлены реже, нежели сейчас.

Опрос россиян, проведенный ВЦИОМ, показал, что сегодня при выборе контента о семье зритель ищет баланс между понятностью, узнаваемостью образов и достоверностью, между легкостью восприятия и смысловой глубиной. Его отталкивают клишированность, крайняя идеализация персонажей и их взаимодействий, как и излишняя драматизация.

Отвечая на вопрос «Какие семейные сюжеты в кино и сериалах Вам нравятся больше всего?», треть россиян (32%) выбрали комедии о повседневной семейной жизни (среди молодежи 18-24 лет — 43%). Вероятно, речь идет о запросе на легкость и некоторую самоиронию, возможность посмеяться над повседневностью без серьезной драмы. Зрители устали от конфликтов и неопределенности в реальной жизни, хотят видеть на экране позитивную модель семьи.

Далее в рейтинге следуют сюжеты, которые дают ощущение единства и партнерства, где семья становится опорой и движущей силой. Это приключенческие сюжеты, где главные герои — супруги или дети (18%, среди 25-44-летних — 24%) и истории о совместном преодолении испытаний (самопожертвование, взаимопомощь ради выживания) (15%).

В меньшей мере выражены запросы на трогательные истории любви (только 13% заявили об интересе к ним, однако 18% женщин и 21% 18-24-летних) и семейные драмы с их конфликтами и кризисами (10%, показатель выше в поколении оттепели и среди активных телезрителей — по 15% соответственно).

Говоря о том, что раздражает в изображении семьи в фильмах и сериалах, четверть опрошенных (27%) назвали повторяющиеся штампы (алкоголик-отец, жертвенная мать и т.д.). Избитые образы, кочующие из проекта в проект, теряют эмоциональный отклик (среди поколения цифры о недовольстве заявили 46%, среди активных интернет-пользователей — 34%). Шаблонность и «затертость» образов, сюжетов вызывают отторжение у значительной части аудитории.

На втором месте среди раздражающих факторов с небольшим отрывом — идеализация и изображение неправдоподобно счастливых семей (21%). Возможной причиной может быть желание увидеть на экране себя и свои отношения, «живую семью», в которой есть место трудностям, преодолению и партнерству.

В целом российский зритель чувствительно относится к схематизму в демонстрации образа семьи на экране, ему не нужны ни карикатуры, ни утопии.

На фоне этого отмечается ностальгия по уже родным советским образам.

А у каждого восьмого зрителя (12%) вызывает недовольство замалчивание реальных проблем (чаще об этом говорят 18-24-летние и оценивающие свое материальное положение как плохое — по 19% соответственно). Смещение фокуса внимания зрителя с серьезных и актуальных для него тем может восприниматься как игнорирование и даже обман со стороны создателей контента.

Среди аутсайдеров рейтинга кинорешений, вызывающих раздражение, — показ семьи как источника страданий (6%) и излишнее морализаторство (5%).

Образы родителей в российском кинематографе

Сегодня водораздел между образами хорошего и плохого родителя зрители видят в количестве и качестве времени, уделяемого детям, готовности подавать личный позитивный пример.

Экранный образ хорошего родителя считывается через проявление эмпатии, любви, вовлеченности в повседневную жизнь ребенка, однако не забывающего о справедливом наказании при нарушении правил, что регулярно озвучивается на разных фокус-группах:

«Внимательные, понимающие, любящие, доверяющие»

«Сергеев постоянно ходит в садик и взаимодействует с воспитательницей своего ребенка. Это подчеркивает, какие они хорошие родители, они увлечены воспитанием ребенка»

«Заботятся о детях. Уделяют время. Воспитывают. Добропорядочные. Разговаривают с ребенком»

«Строгие. Спрашивают с детей. Могут и поругать, и похвалить»

«Подают пример своим поведением, патриоты. Воспитывают правильно своих детей: не мусорить на улице, например, не хамить»

Если говорить об образе плохого родителя, то ключевой его признак — безразличие к семье, игнорирование процесса воспитания детей по различным причинам: увлеченность зарабатыванием денег (обычно — сверх реальных потребностей), зависимости. Чаще такой родитель подает аморальный пример, не умеет общаться с ребенком и не хочет его понимать:

«Таких родителей интересуют только деньги. Им проще дать мешок денег своему ребенку, чем заняться им»

«Если они богатые, если они ездят отдыхать, забывают о детях. Зачем? Они же богатые»

«Деспоты, тираны»

«Родители, которые плохо воспитывают своих детей. Гуляющие родители»

«Пьющие, которые могут бросить детей и запереть, уйти гулять. Много таких было в кино»

«В “Трудных подростках” показывают сюжет, где родители-алкаши»

Мы попросили зрителей российских фильмов и сериалов (78% россиян) рассказать, какие образы матерей и отцов они чаще всего встречают на экране.

В относительно большей степени респонденты рефлексируют положительные образы. С одной стороны, образ самоотверженной, жертвенной матери, живущей ради семьи и детей (27% ответов). С другой — образ заботливого и вовлеченного в семью отца (23%).

Говоря подробнее о кинообразе матери, в первую очередь респонденты упоминают примеры сильных, самореализующихся героинь, проходящих через испытания (в том числе абьюз). Особо рефлексируется увеличение доли сюжетов с матерями-одиночками.

«Женщина-врач, мать-одиночка, но заботливая мать. Как-то совмещает работу, карьеру» (пример — героиня сериала «Тест на беременность»)

«Просто готова порвать всех за ребенка» (пример — героиня сериала «Мерзлая земля»)

«Многодетная Золушка»

Каждый пятый зритель российского кинематографа (21%) говорит, что чаще всего мать изображается как уставшая и перегруженная женщина.

«Мать такая жертвенная, уставшая, она одна воспитывает сына»

Реже матери на экране воспринимаются как независимые и состоявшиеся женщины (15%); добрые, но пассивные и зависимые (10%) или строгие и требовательные (5%).

Негативные образы матерей связываются зрителями с крайними формами дистанции с детьми: либо полное отстранение, либо тесная связь, гиперопека.

«Бизнес-леди, ребенок — с няней»

«Родной ребенок уходит из дома, потому что его мать одержима идеей сделать мир лучше, но в то же время забывает про своего собственного ребенка»

«К сыну относится: „Сыночка-пре-сыночка мой“! Гиперопекун»

«Слишком позитивное отношение к детям. Гиперопека, вседозволенность»

Если говорить об отцах, то зрители рефлексируют чаще негативную подачу образа. По мнению респондентов, в фильмах и сериалах преобладает безучастность отцов в воспитании своих детей, что в большинстве случаев воспринимается соответствующим реальности.

«Много отсутствующих отцов. Но при условии большого количества матерей-одиночек это отражает реальность»

«Гулена, изменщик»

«Приходящий папа»

18% зрителей российских фильмов и сериалов чаще всего видят образ отца как эмоционально отстраненного или отсутствующего. Одно из частых проявлений данного типажа — «занятый карьерист» (уделяет много времени работе и недостаточно внимания ребенку, что приводит к проблемам в воспитании, предпринимает попытки исправить ситуацию: восстановить отношения и повлиять на моральный облик ребенка, пример — фильм «Холоп»).

«Отец решил сына перевоспитать, но уже было поздно — все нужно делать вовремя»

«Отец полууставший. Только работает»

«В основном бизнесмены. Деловитые. Добытчик в семье»

Упоминается также негативный образ отца с алкогольной зависимостью.

«Есть отцы-алкаши, такое тоже показывают, которые пьют. Жена тянет семью»

Реже опрошенные замечают образ веселого и безответственного отца (14%) или авторитарного, контролирующего главу семейства (11%). Об образе мягкого, но слабого и неуверенного в себе вспомнили лишь 9% зрителей.

Среди периферийных типажей зрители также выделили:

  • «Строгий воспитатель» / «наставник» (сам воспитывался в строгости и сейчас придерживается тех же взглядов, передает жизненные правила, традиционные семейные ценности, пример — фильм «Батя»).

«Пусть и со строгостью, но все равно есть опора»

  • Отец-одиночка (образ воспринимается как скорее редко встречающийся в реальности, однако признается польза в разборах проблемных ситуаций и предложении вариантов их решений).

«„Родком-2“ — там очень реалистичная история воспитания отцом-одиночкой ребенка»

«В „Невском“ главный герой один начинает воспитывать детей. Проходит много сложных жизненных испытаний»

  • Отец-неудачник, аморальный тип (подобная подача осуждается даже в комедийном контексте).

«На развлекательных каналах часто встречаются такие семьи, как в „Счастливы вместе“. Они показывают родителей как неудачников, чтобы было над чем посмеяться — ради своих шуточек… детям такое, конечно, не стоит смотреть. Если задуматься, там показано аморальное поведение»

«Либо нет, либо негативный персонаж. Козни строит матери»

Декларируемый доминантный образ отца в российском кинематографе зависит от преобладающего типа медиапотребления. Среди активных телезрителей 33% рефлексируют экранный образ как «заботливый и вовлеченный». В то время как среди активных интернет-пользователей возглавляет рейтинг вариант «эмоционально отстраненный или отсутствующий» (20%).

Причинами могут быть:

  • Разные типы контента. Телевизионный контент чаще традиционалистский, репрезентация отцов идет через образы зрелых мужчин, защитников, пусть и не всегда идеальных (сериалы «Судьба человека», «Склифосовский» и т.д.). А в интернет-контенте и онлайн-платформах борьба за внимание зрителя идет в том числе через предложение проектов с социальной напряженностью, проблематизацией семьи, кризисом родительский ролей («Слово пацана», «Контейнер», «Мир! Дружба! Жвачка!» и т.д.).
  • Специфика поколений респондентов, влияние образа отца, заложенного в детстве. Зрители видят в фильмах и сериалах преимущественно то, что ближе им по жизненному опыту или картине мира.

Что дальше?

Можно предположить, что в следующие 5-10 лет образ семьи в российском кинематографе будет трансформироваться следующим образом:

  • Позиционирование семьи как «фундамента смыслов». Именно семье будет отводиться роль в воспитании идентичности, гражданственности, патриотизма.
  • Семья как «активный субъект». Возможно, у нее появится своя особая миссия на уровне общества, нации, истории государства. Фокус сместится от конфликтов и преодолений внутри ячейки к единству и сплоченности перед общим внешним вызовом.
  • Часто героями будут становиться расширенные, многопоколенные семьи (с приемными детьми, пожилыми родственниками и т.д.). Более того — возможна популяризация добрососедских отношений (формирование «сети поддержки»).
  • Усиление фокуса на эмоциональной вовлеченности отцов, переосмысление их роли в воспитании детей (на питчинге Министерства культуры в конце июня ряд проектов уже поднимал эту тему).
  • Повышение возрастной границы главных героев. Возможно, увеличение внимания к темам одиночества пожилых родителей, «второго шанса» / «исправления ошибок молодости», заботы и «обратной ответственности».
  • Рефлексия влияния информационных технологий на уклад семьи: снижение количества и качества живого общения, родительский контроль или его отсутствие, соцсети как новые носители смыслов, формирующих личность. Но в то же время — оценка возможного позитивного вклада в сохранение и укрепление взаимоотношений.

 

Автор: Мария Атаева

3 июля 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 3 июля 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,6865; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0150; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0844.

Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Блок вопросов по теме образа семьи в российском кинематографе обсуждался на семи фокус-групповых дискуссиях, проведенных в следующих городах: Нижнем Новгороде (1), Краснодаре (2), Ульяновске (1), Новосибирске (1), Курске (1), Калуге (1), —  с 25 по 28 июня 2025 г. Ключевые критерии отбора респондентов: пол, возраст, уровень образования. Исследование проведено с соблюдением норм качества ISO20252:2012, ОИРОМ.

Как часто Вы смотрите российские фильмы и сериалы?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Несколько раз в неделю

33

Один раз в неделю

16

Один-два раза в месяц

15

Реже одного раза в месяц

14

Не смотрю российские фильмы и сериалы

21

Затрудняюсь ответить

1

Какие семейные сюжеты в кино и сериалах Вам нравятся больше всего? Что из перечисленного Вы бы выбрали посмотреть в ближайшие выходные?

(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Комедия о повседневной семейной жизни

32

28

35

Приключения, где главные герои — супруги, дети

18

13

22

История о преодолении испытаний (самопожертвование, взаимопомощь ради выживания)

15

16

14

Трогательная история о любви

13

7

18

Семейная драма (конфликты, кризисы)

10

7

13

Другое

13

15

11

Не интересуют семейные сюжеты

19

25

13

Затрудняюсь ответить

6

7

5

Какие семейные сюжеты в кино и сериалах Вам нравятся больше всего? Что из перечисленного Вы бы выбрали посмотреть в ближайшие выходные?

(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Комедия о повседневной семейной жизни

32

43

33

35

37

22

Приключения, где главные герои — супруги, дети

18

17

24

24

16

12

История о преодолении испытаний (самопожертвование, взаимопомощь ради выживания)

15

19

15

14

17

13

Трогательная история о любви

13

21

8

14

11

14

Семейная драма (конфликты, кризисы)

10

8

8

7

9

14

Другое

13

4

11

13

14

16

Не интересуют семейные сюжеты

19

22

19

16

19

20

Затрудняюсь ответить

6

1

7

5

3

11

Что Вас чаще всего раздражает в изображении семьи в фильмах и сериалах?

(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Повторяющиеся штампы (алкоголик-отец, жертвенная мать и так далее)

27

45

35

30

22

21

Идеализация / неправдоподобные счастливые семьи

21

24

26

21

24

15

Замалчивание реальных проблем

12

19

14

15

9

9

Показ семьи как источника страданий

6

3

9

7

6

5

Слишком много морализаторства

5

7

7

4

5

4

Другое

8

4

4

6

12

10

Ничего не раздражает

27

23

27

28

27

28

Затрудняюсь ответить

13

4

6

11

12

20

Какой образ матери Вы чаще всего встречаете в российских фильмах и сериалах?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто смотрит российские фильмы и сериалы)

Самоотверженная, живёт ради семьи и детей

27

Уставшая, перегруженная

21

Независимая и состоявшаяся женщина

15

Добрая, но пассивная и зависимая

10

Строгая, требовательная

5

Затрудняюсь ответить

22

Какой образ отца Вы чаще всего встречаете в российских фильмах и сериалах?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто смотрит российские фильмы и сериалы)

Заботливый и вовлечённый

23

Эмоционально отстранённый или отсутствующий

18

Весёлый и безответственный

14

Авторитарный, контролер

11

Мягкий, но слабый и неуверенный

9

Затрудняюсь ответить

25

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07