Кажется, мы все — в плену цифровой торговли! Ищем, выбираем, заказываем и уносим домой все, что нашли на просторах мировой сети: от еды и одежды до инновационного молотка или любимого выпуска «Мурзилки» за 1978 год. Чего хочется нам от цифровой торговой точки, будь то большой маркетплейс или электронная доска объявлений? Хочется хороших товаров, низких цен и гарантий защиты потребительских прав. Последнее может быть обеспечено, только если все профессиональные продавцы будут торговать официально, уверены эксперты, выступившие в ходе дискуссии «Перейти на светлую сторону: стратегии „обеления“ продавцов на рынках электронной торговли». Как регулирование цифровой торговли поможет продавцам, покупателям, рынку и государству — в аналитике ВЦИОМ.
Интернет-торговлю приглашают на свет
Государство в последние годы реализует множество стратегий для вывода из тени различных сфер экономики: налоговая амнистия для ИП и широкий перечень мер поддержки (в том числе финансовой) для малых и средних предприятий побудили многих бизнесменов начать вести дела официально. Цифровизация торговли в самых разных ее проявлениях, будь то маркетплейсы, интернет-магазины или цифровые сервисы услуг и объявлений, кажется, этому процессу только содействует: теперь за два клика можно узнать, кто и что продает и предлагает. В то же время часть сделок в цифровой среде проводится незарегистрированными предпринимателями, а значит, качество товара ничем не гарантировано, а права покупателя фактически не защищены.
«Нам удалось донести до общества мысль, что государственное регулирование новых цифровых феноменов, которые у нас есть в реальности, но не описаны законодательно, это нужная вещь, и она должна быть настроена так, чтобы были защищены права всех участников процесса. Хорошо, что необходимость изменений понимают прежде всего владельцы платформ и агрегаторов, они осознают в том числе запрос на социальную ответственность бизнеса. Потому что социальная ответственность бизнеса — это и уплата налогов по всей цепочке: сегодня можно четко сказать, что уплата налогов равняется патриотизму. Такой вот деятельный патриотизм», — отметил Артем Кирьянов, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике.
Любая предпринимательская деятельность должна иметь легальный статус, — отметил Артем Соколов, президент Ассоциации компании интернет-торговли. «Я не знаю ни одного предпринимателя, который умышленно игнорировал бы обязанность по регистрации в качестве юридического лица или владельца бизнеса. Наши граждане в большинстве своем изначально не стремятся нарушать законодательство. Мы всегда обсуждаем вопросы финансовой и юридической грамотности и необходимость ее повышения. Если говорить о тех, кто намерено нарушает российское законодательство и ввозит на рынок под видом товаров для личного пользования коммерческие партии, — это приводит к серьезным перекосам, например к явному ценовому демпингу», — заявил Соколов.
Не все участники торговли считают себя предпринимателями
Вместе с тем, как констатировали эксперты, главная трудность в применении регулирующих подходов в цифровой торговле — разнородность ее форм. Продавцы на маркетплейсах, цифровых досках объявлений и в интернет-магазинах — разные по масштабу деятельности, обороту, уровню дохода и его регулярности. Как выяснил ВЦИОМ, для половины всех продавцов и арендодателей (50%) продажа товаров и услуг на цифровых платформах является эпизодической деятельностью. В 37% случаев речь идет об основной или регулярной занятости.
«Как мы видим из полученных данных, для половины всех продавцов и арендодателей недвижимости эта деятельность является эпизодической: они что-то продают время от времени. 22% сообщили, что продажа товаров и услуг на цифровых платформах для них — регулярная подработка, дополнение к основной деятельности. 15% сказали, что это для них основная деятельность, — эти данные касаются и продавцов товаров, и арендодателей», — пояснил в ходе дискуссии директор департамента социальных исследований ВЦИОМ Андрей Даудрих.
Возможные варианты регулирования никакого восторга у участников торговли пока не вызывают — в случае их введения многие готовы уйти с цифровой площадки, на которой предлагают свои товары и услуги.
«В рамках опроса респондентам предлагалось оценить три варианта регулирования. Это верификация паспортных данных продавцов, налоговое агентирование платформ и привязка транзакций к платформам. В случае введения этих мер регулирования продавцы и арендодатели на цифровых платформах независимо от регистрации в 33-40% случаев сообщили, что уйдут или скорее уйдут с площадки. Если будет введена оплата через спецбанковский счет, то 40% сказали, что уйдут или скорее уйдут с площадки. Если будет проверочная история с документами, то 33% покинут сервис. Серьезные проценты, нам есть над чем задуматься», — подытожил Даудрих.
Многие предприниматели будто бы не чувствуют себя достаточно «взрослыми», чтобы переходить в официальный статус. По словам Андрея Даудрих, среди основных причин, побуждающих продавцов оставаться в серой зоне, небольшой и нестабильный оборот на цифровых платформах и отсутствие осознаваемых преимуществ «обеления». На проблему идентификации себя как полноценных участников рынка онлайн-торговли указывают и другие эксперты.
«Люди подсознательно думают, что они ничего не должны платить, если они иногда что-то продают через интернет. С большой вероятностью так и есть, если они продают товары личного пользования, продают не в прибыль. Вместе с тем — с учетом вроде уже достаточно привычного способа идентификации через «Госуслуги» в различных сервисах — интересно, что этого делать не готовы почти треть. Значит, есть над чем работать. Значит, что-то до сих пор не сделано настолько удобно и безопасно, чтобы люди доверяли этому механизму», — отметил директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян.
По мнению Карена Казаряна, сегодня в России складывается уникальная ситуация с точки зрения развития интернет-торговли: рынок не пострадал из-за санкций и состоит из сильных российских и китайских игроков, сфера эволюционирует вопреки всем внешним вызовам, открывая все больше возможностей и для продавцов, и для покупателей: в этом секторе России не нужно оглядываться ни на кого. «Нужно вырабатывать такие правила, которые будут комфортны для всех участников российского рынка», — подчеркнул эксперт.
Рынок аренды: зарегулирование даст обратный эффект
Сектор аренды недвижимости в последние годы значительно приблизился к цивилизованным правовым форматам: сегодня рынок «белой» аренды оценивается от 40 до 60%, тогда как еще несколько лет назад этот показатель составлял в среднем 5%, — отметил Михаил Рыженков, председатель Комитета по жилищной политике и управлению недвижимостью «Опора России», член президиума «Опора России».
При этом большая часть договоренностей об аренде инициируется через цифровые сервисы, что делает защиту всех участников сделки чрезвычайно важной.
«Наша гипотеза в том, что, выходя на цифровую платформу, предприниматель стремится быть „белым“: бизнесу важна репутация, доверие клиентов, удобство в работе. Мы видим, что благодаря режиму самозанятости и деятельности цифровых платформ рынок аренды стремительно обеляется. При этом он обеляется еще и в краткосрочной аренде. И здесь российские цифровые платформы уже создали аналог Airbnb, туда активно идет малый и средний бизнес. Вместе с тем остаются и те, кто не стремится регистрироваться. Многие из них утверждают, что получают слишком мало преференций от выхода из тени», — сказал Михаил Рыженков.
По мнению Рыженкова, начинающим арендодателям могли бы помочь предельно простые и незатратные механизмы получения официального статуса, учитывающие микромасштабы бизнеса. «Например, хотите вы сдавать апартаменты или гараж в аренду? Для этого вам нужно ИП (самозанятость тут не подходит). Я готов за 3 тыс. рублей в месяц ИП регистрировать? Нести сопутствующие расходы? Наверное, нет. Я бы здесь подумал над тем, что важно придумать механизмы, подобные самозанятости, но которые подходят для начинающих в самых разных сферах. Чтобы на людей не давили сразу административные барьеры и различные регламенты, а была возможность спокойно протестировать свою бизнес-модель, чтобы уже дальше масштабироваться», — предположил Рыженков.
По мнению эксперта, если не идти навстречу предпринимателям, а только вводить регуляторику, то бизнес краткосрочной аренды может полностью уйти в социальные сети, где как-либо защитить законные интересы участников сделки будет почти невозможно.
Не переводить стрелки на платформы, а развивать отраслевое законодательство
Люди боятся отчетности, заполнения непонятных им документов, подписей и ответственности, поэтому процесс выхода из «серой» зоны должен быть максимально простым и дружелюбным, — заметил заместитель председателя «Деловой России», заместитель председателя наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Антон Данилов-Данильян.
«Если сейчас Российская Федерация является одним из мировых лидеров в области и электронной торговли, и развития самых разных цифровых платформ и сервисов, то есть риск перегнуть палку и обратить процесс вспять. В этой связи мы, конечно, обращаем внимание на то, что в последнее время появляется очень много законодательных инициатив. Зачастую это результат чьего-то влияния, иногда — каких-то конкурентных аспектов, а вовсе не глубокой проработки с самыми разнообразными участниками рынка, с разными сторонами», — подчеркнул Данилов-Данильян.
Заместитель председателя «Деловой России» обратил внимание на то, что не вся работа цифровых платформ сводится к продаже товаров: на сетевых досках объявлений, на сайтах-агрегаторах услуг физические лица могут, например, предлагать помощь в работе по дому и другие услуги и сервисы. «Много самых разнообразных историй, которые, по сути, не являются маркетплейсами совсем. Такие сервисы работают без пунктов выдачи заказов, без складских помещений, без специальных цехов по упаковке. Очень опасно предъявлять универсальные, одинаковые требования к очень сложным и многообразным системам, коими являются современные цифровые платформы. Поэтому нам кажется, что более правильным здесь было бы развивать отраслевое законодательство», — подытожил Данилов-Данильян.
Эксперты сошлись во мнении, что в регулировании цифровой торговли чрезвычайно важен дифференцированный подход: будет ошибочно применять одни и те же правила к тем, кто тысячными партиями и с большой наценкой реализует китайские товары, и к тем, кто за год продает несколько изделий, сделанных собственноручно, в свободное от основной работы время.