Россияне пока не готовы пересаживаться на электрокары, — показали данные недавнего опроса ВЦИОМ. 54% мужчин и 44% женщин купили бы авто с традиционным бензиновым двигателем. Выбор в пользу электрокаров делают 12% мужчин и 13% женщин. Главные аргументы против — отсутствие развитой инфраструктуры, зарядных станций, малая дальность хода. Почему «электрические» авто медленно набирают популярность в России и настанет ли день, когда седаны, кроссоверы и хэтчбеки с двигателем внутреннего сгорания на дорогах страны полностью сменят ультрасовременные «электрички» — в комментарии Евгения Муратова, руководителя отдела маркетинга блока легковых автомобилей ПАО «КАМАЗ».
Электрическая машина как дорогой эксперимент
«Данные опроса ВЦИОМ нисколько не удивляют. Примерно такие же ответы мы получали при проведении маркетинговых исследований. Более того, такие же блокирующие аргументы, как у респондентов опроса, приводил бы я сам, если бы сейчас рассматривал покупку автомобиля.
На текущий момент рынок электромобилей в России сформирован в верхней ценовой категории, можно сказать, в категории премиум. Более 80% продаж новых автомобилей на электротяге приходится всего на два бренда — Zeekr и Voyah. Покупатели в данном сегменте руководствуются несколько другими принципами, чем клиенты в массовом сегменте. В условиях очень высоких цен на классических представителей прежде всего немецкой четверки премиальных брендов (Audi, BMW, Mercedes, Porsche) обеспеченные клиенты в качестве эксперимента пробуют премиальные электромобили. Как правило, это второй или третий автомобиль в семейном гараже. Во флагманских моделях (Zeekr 001, Voyah Free) собраны передовые технологии, которые хочется протестировать на себе. Чуть позже станет ясно, насколько постоянна покупательская емкость данного сегмента и будут ли готовы текущие владельцы премиальных „электричек“ через пару лет сменить их на новые машины на электротяге. Или же эти клиенты вернутся к авто с двигателем внутреннего сгорания или гибридам.
Станут ли электрокары покупать массово?
В любом случае за счет премиум-сегмента рыночная доля электромобилей не превысит и 5%. В то же время, по прогнозу Минэкономразвития, к 2030 году доля автомобилей с электродвигателями составит около 15%, а это возможно уже при значительных объемах продаж только в массовом сегменте. Что должно произойти, чтобы покупатель в массовом сегменте обратил внимание на электромобили?
Как правило, при покупке автомобиля человек рассматривает два ключевых фактора. Первый — стоимость машины, а второй — комфорт владения.
На текущий момент предложение новых электромобилей в России сформировано преимущественно в категории премиум (от 4,5 млн рублей), а выбора в диапазоне до 4 млн, в котором сосредоточено около 90% рынка, практически нет. Более того, аналогичные автомобили по размерам, форме кузова и комплектации, но с ДВС обходятся дешевле даже с учетом льгот для электромобилей. При этом мы не говорим о стоимости электроэнергии и установке зарядки, например, у себя дома, стоимости страховки и сервисного обслуживания. У нас не так много аккумулированной информации на этот счет, чтобы дать покупателю возможность сделать взвешенный выбор. В этом направлении необходима синергия автопроизводителей и властей. С одной стороны, нужно сформировать достаточное предложение по модельному ряду, больше информировать людей об особенностях таких авто. С другой стороны, государство может и далее активно стимулировать интерес к покупке автотранспорта за счет системы льгот и прочих выгод.
Второй фактор — комфорт. Владение электромобилем связано с изменением пользовательских привычек. Для многих автолюбителей это барьер, так как меняется привычная модель владения, использования автомобиля и планирования поездок. И здесь, как с любыми новыми сервисами, необходимо обеспечить максимальный комфорт перехода с ДВС. Как только автолюбители увидят, что электрокар делает их жизнь комфортнее, такие машины будут покупать чаще.
Необходимо также расширение инфраструктуры зарядочных станций, льготы на установки собственных зарядок дома. В то же время не хочется идти по пути запретительных мер, ограничений на использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Резюмируя: серьезный интерес к покупке электромобилей в массовых сегментах может возникнуть при создании определенных условий и среды. Первый фактор — цена, стоимость покупки и владения электромобилем не должна превышать аналогичные ДВС-модели. Второй фактор — необходим достаточный ассортимент, разнообразие модельного ряда электрокаров, а также эффективный маркетинг и информирование автолюбителей. Например, сейчас при поддержке компании КАМАЗ развивается проект электромобиля АТОМ, продажи которого должны стартовать в 2025 году. И, наконец, чрезвычайно важно обеспечить устойчивую и развитую среду для пользования такими машинами: чтобы ездить, а не мучиться».