Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru/TACC
Бизнес

Электромобили в России: настоящее и будущее

Несмотря на экологичность электрокаров, пересаживаться на них россияне пока не торопятся: в приоритете у автомобилистов транспортные средства на традиционных видах топлива.
Фото:
Коротко о главном
  • Если бы у российских автомобилистов возникла потребность покупки нового авто, каждый второй отдал бы предпочтение автомобилю с бензиновым двигателем (49%).
  • Главное преимущество электромобилей — их экологичность, главный недостаток — отсутствие инфраструктуры для их подзарядки (по 43% от числа россиян, в чьих семьях есть как минимум один автомобиль).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Если бы у российских автомобилистов возникла потребность покупки нового авто, каждый второй отдал бы предпочтение автомобилю с бензиновым двигателем (49%).
  • Главное преимущество электромобилей — их экологичность, главный недостаток — отсутствие инфраструктуры для их подзарядки (по 43% от числа россиян, в чьих семьях есть как минимум один автомобиль).

МОСКВА, 19 июня 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса об отношении россиян к электромобилям.

По России на электромобиле

На фоне растущей озабоченности экологическими проблемами во многих странах все большую популярность приобретают электрокары как альтернатива автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. Непростая геополитическая ситуация хоть и замедлила, но не остановила развитие отечественного рынка электромобилей. Согласно базовому прогнозу консалтинговой компании Strategy Partners, его ежегодный рост составит в среднем 38%, а к 2033 г. количество продаж легковых электрокаров в нашей стране превысит 300 тыс. единиц. Несмотря на многообещающие прогнозы, пока российским автолюбителям в большинстве своем доступны транспортные средства на традиционном виде топлива: по майским данным агентства «АВТОСТАТ», на новые легковые автомобили с бензиновым двигателем приходится 95,4% рынка, что на 2,3 п.п. выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

В ходе июньского опроса ВЦИОМ россиянам было предложено порассуждать на тему покупки автомобиля для семейного пользования и выбрать до двух наиболее предпочтительных транспортных средств по типу топлива. Согласно полученным результатам, электрокары привлекают российских автолюбителей гораздо в меньшей степени, чем авто с ДВС. Ответы россиян, в семьях которых есть как минимум один автомобиль (доля группы — 60%), распределились следующим образом: 49% отдали бы предпочтение авто с бензиновым двигателем, 17% — с гибридным, по 12% — с дизельным и электродвигателем. Заметно реже целевую группу привлекают автомобили на газе (двигатель на пропан-бутановой смеси — 5%, на метане — 3%). Еще 6% ответили, что тип двигателя для них не имеет значения.

Мужчины-автомобилисты в 54% случаев отдали бы предпочтение бензиновому двигателю (vs. 44% женщин), в 21% — гибридному (vs. 13%), в 18% — дизельному (vs. 6%). Электрокары привлекают мужчин и женщин одинаково — их назвали 12% и 13% соответственно.

В целом, если отсеять затруднившихся ответить (5%) и не планирующих покупать автомобиль (11%), доля назвавших только традиционное топливо (бензин, дизель и газ) в группе российских автомобилистов составляет 59%, только альтернативного (гибрид, электричество) — 20%, тогда как топливо обоих типов звучало в ответах каждого восьмого (12%). Среди мужчин-автомобилистов — 62%, 20% и 15% соответственно.

Экологичность есть, зарядок — нет!

Рассуждая о достоинствах электрокаров, российские автолюбители чаще всего отмечают их экологичность (43% от числа тех, в чьих семьях есть как минимум один автомобиль), то есть пользу для всего общества, а не только владельца электрокара. В числе других преимуществ — экономичность (19%), бесшумность (10%), легкость эксплуатации (8%); в единичных случаях к плюсам электрокаров опрошенные относили отсутствие выхлопа/запаха бензина (4%) и технологичность («автомобили нового поколения / современные технологии» — 3%). При этом в комфорте, скорости, надежности и безопасности электрокары в представлении автомобилистов, по-видимому, ничем не лучше своих «предшественников», каждое из упомянутых преимуществ набрало по 2%. Несмотря на имеющиеся льготы для владельцев электрокаров (компенсация стоимости, бесплатный паркинг, обнуление транспортного налога и др.), опрошенные либо о них не знают, либо не считают убедительным аргументом в пользу электромобилей (2%). Каждый пятый ответил, что не видит для себя преимуществ данного вида транспорта (20%), еще 16% затруднились с ответом.

Назвать минусы удалось большему числу опрошенных — об их отсутствии заявили только 2%, затруднились с ответом 18%. Главным недостатком электрокаров российские автомобилисты считают отсутствие инфраструктуры для их подзарядки (43% от числа тех, в чьих семьях есть как минимум один автомобиль). Часть опрошенных отмечает сложности с обслуживанием, в том числе его высокую стоимость (20%), сложный ремонт и отсутствие запчастей (6%), а также особенности эксплуатации (малый запас хода — 15%, быстро разряжается — 7%, проблемы с зарядкой — 5%, долго заряжается — 3% и др.). Еще 7% придерживаются мнения, что данный вид транспорта вовсе не подходит для российского климата, столько же отмечают его неэкологичность (7%).

На одной зарядке далеко не уедешь

Неразвитость инфраструктуры подтверждают и ответы россиян на вопрос о способах подзарядки электрокаров, доступных им вблизи дома. По оценкам 38%, потенциальные владельцы электромобилей могут довольствоваться зарядкой от обычной розетки. Только 7% отметили, что рядом с их домом имеется специальная зарядная станция. О доступности обоих способов подзарядки сказали 9%, об их недоступности — 31%. У каждого седьмого этот вопрос вызвал затруднения (15%).

Чем больше населенный пункт, тем чаще опрошенные отмечают наличие специальных зарядных станций: в Москве и Санкт-Петербурге о них сказали 16%, в селах — только 2%. И наоборот: жители сельской местности в 52% случаев говорят о возможности зарядки электрокаров от обычной розетки, жители обеих столиц — только в 18%. По оценкам 14% москвичей и петербуржцев, вблизи их дома доступны оба способа зарядки (vs. 9% среди всех россиян).

7 июня 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 7 июня 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7841; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0108; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0797. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: 

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Скажите, пожалуйста, в Вашей семье есть автомобиль или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Да, есть один автомобиль

45

49

42

Да, есть больше одного автомобиля

15

18

14

Нет

39

32

44

Отказ от ответа

1

1

0

Если бы Вы сейчас покупали автомобиль для себя или семьи, то автомобиль с каким двигателем Вы бы, скорее всего, купили?

(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от тех, у кого в семье есть как минимум один автомобиль)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

С бензиновым

49

54

44

С гибридным двигателем

17

21

13

С дизельным

12

18

6

С электродвигателем, т.е. электромобиль

12

12

13

С двигателем на пропан-бутановой смеси

5

6

3

С двигателем на метане

3

4

3

Тип двигателя для меня не имеет значения

6

3

10

Не стал(а) бы покупать автомобиль

11

9

13

С другим

1

1

1

Затрудняюсь ответить

5

2

8

Если бы Вы сейчас покупали автомобиль для себя или семьи, то автомобиль с каким двигателем Вы бы скорее всего купили?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, у кого в семье есть как минимум один автомобиль, представлена группировка ответов, данные пересчитаны без вариантов ответа «затрудняюсь ответить» и «не стал бы покупать автомобиль»)

 

Все опрошенные

Мужской

Назвали автомобиль только на традиционном топливе (с бензиновым, дизельным и газовым двигателем)

59

62

Назвали автомобиль только на альтернативном топливе (гибридный и электродвигатель)

20

20

Назвали автомобили и на традиционном, и на альтернативном топливе

12

15

Не имеет значения

8

3

Другое

1

0

Поговорим об электромобилях — автомобилях на электрических двигателях. Что лично для Вас является основным преимуществом электромобиля перед другими автомобилями? Вы можете дать до 3 ответов. Я запишу с Ваших слов

(открытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, у кого в семье есть как минимум один автомобиль)

Экологичность / защита окружающей среды / меньше загрязнений в атмосферу

43

Экономичность / экономия на бензине / дешевле обслуживание

19

Бесшумность / тихая работа

10

Легкость в эксплуатации / легко зарядить / удобства

8

Нет выхлопа / нет запаха бензина

4

Автомобили нового поколения / современные технологии

3

Комфортабельность

2

Быстрый разгон / скорость

2

Налоговые льготы / бесплатный проезд по платным дорогам

2

Надежность

2

Безопасность

2

Не вижу для себя никаких преимуществ

20

Другое

2

Затрудняюсь ответить

16

А что лично для Вас является основным недостатком электромобиля перед другими автомобилями? Вы можете дать до 3 ответов. Я запишу с Ваших слов

(открытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, у кого в семье есть как минимум один автомобиль)

Мало заправок / инфраструктура не развита, не приспособлена / негде заряжать

43

Цена / дорого / высокая стоимость обслуживания

20

Далеко не уедешь / малый запас хода / на дальние расстояния не поедешь / только в пределах города

15

Быстро разряжается / придется все время заряжать / маленькая емкость аккумулятора

7

Не экологично / аккумуляторы вредны / вопрос утилизации аккумуляторов / вредное производство

7

Не подходит для нашего климата / в зимнее время быстро разряжается

7

Сервис, ремонт / сложный ремонт / мало сервисов / отсутствие запчастей, сервисов, специалистов

6

Надо заряжать/заправлять / проблемы с зарядкой

5

Долго заряжается

3

Взрывоопасность / аккумуляторы взрываются / возможно возгорание

2

Недостаточно испытана / новая технология / не доработана

2

Ненадежность / некачественные / ломаются

2

Может разрядиться в любой момент / в неподходящее время / может не быть электричества

2

Не вижу для себя никаких недостатков

2

Другое

5

Затрудняюсь ответить

18

Электромобиль можно заряжать от обычной розетки мощностью 220 вольт или от специальной зарядной станции, которую могут установить в доме, на паркинге, во дворе и других общественных местах.

По Вашей оценке, какие способы заряда электромобиля Вам сейчас доступны рядом с домом? Зарядка...

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

города — миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

От обычной розетки

38

18

33

28

36

44

52

От специальной зарядной станции

7

16

10

9

6

6

2

Оба способа доступны

9

14

8

11

10

6

7

Оба способа недоступны

31

31

37

40

35

32

24

Затрудняюсь ответить

15

21

12

12

13

12

15

 

 

Денис Афанаско
Эксперт ВЦИОМ

Интерес россиян к электромобилям растет. Параллельно развивается и инфраструктура, являющаяся главным на сегодняшний день барьером приобретения таких автомобилей. Её элементы уже заметны широкому потребителю, особенно в крупных городах. Вне городов её пока явно недостаточно, а для такой большой страны, как наша, это очень важно. Сохраняется  и ценовой барьер: пока ещё электромобили для большинства потенциальных покупателей дороговаты. Остается надежда на появление доступного отечественного электромобиля для массового сегмента. На 2025 и 2026 годы анонсирован выход на российский рынок первых полностью отечественных решений. Интерес и даже «аппетит» к ним – налицо!


19 июня 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07