Сегодня 10% работающих россиян трудятся из дома, причем в 65% случаев это инициатива самого сотрудника. Согласно данным исследования на основе данных вероятностной панели «ВЦИОМ-Онлайн», подавляющее большинство (82%) отмечают удобство такого формата. Но как работодатели относятся к изменившемуся в пандемию формату работы? О том, какие преимущества и недостатки имеет удаленка и сохранится ли тренд на дистанционную работу в будущем, — в интервью с членами Ассоциации менеджеров России (АМР): Мариной Мироновой, директором по персоналу ГК «ВЕЛЕС капитал»; Мариной Лобынцевой, административным директором HeadHunter, и Вадимом Ковалевым, первым заместителем исполнительного директора Ассоциации менеджеров.
Какой формат работы вы считаете предпочтительным с точки зрения работодателя: удаленка, работа в офисе или гибридный вариант? В чем, на ваш взгляд, преимущество того или иного формата?
Марина Миронова: С момента, когда появилась возможность выбирать между удаленкой и офисом, проведен не один десяток исследований на эту тему. Основные выводы: во всех странах порядка 8-12% сотрудников предпочитают 100% удаленную или 100% офисную работу. Большая часть и сотрудников, и людей, ищущих работу, предпочитают гибридный формат, так как он дает большую гибкость в работе, позволяет сократить недостатки каждого из форматов.
Гибридная работа помогает сохранить команду и личный контакт между сотрудниками, который сильно теряется на дистанционке. В офисе сотрудник быстрее адаптируется к новому коллективу, к новым задачам, легче осваивает новые знания. Имея возможность работать дома, сотрудники гибче и эффективнее планируют рабочий день, меньше отвлекаются на коммуникации внутри офиса, если необходимо сосредоточиться на аналитической работе.
Условия труда во многом определяются рынком — и в плане заработных плат, и в плане условий. Работодатели вынуждены следовать за ожиданиями сотрудников, поэтому многие предлагают гибкий график. В текущих условиях негибкий формат занятости указывает или на ограниченные возможности компании (экономят на офисе), или на достаточно жесткую политику компанию, которая стремится максимально полно контролировать использование сотрудниками рабочего времени.
Марина Лобынцева: Бизнес выигрывает тогда, когда сотрудник наиболее эффективен. А эффективен сотрудник может и должен быть либо в офисе, либо в удаленном формате. Безусловно, это индивидуально и часто зависит как от человека (где ему удобнее), так и от стоящих перед ним задач.
Важный фактор, который нужно учитывать, — это удобство в офисе и создание различных зон для работы и для переключения. Если компания сократила офисные площади во время пандемии, стараясь сэкономить средства, оставила только open space, и в этом пространстве находятся различные по уровню шума департаменты, то вряд ли можно рассчитывать на то, что, например, разработчик здесь будет эффективен. Поэтому важно соблюдать баланс и давать сотрудникам больше свободы выбора. На мой взгляд, гибридный формат (посещение офиса 2-3 раза в неделю) — наиболее удобный для большинства. Он дает возможность сконцентрироваться дома, выполнить качественно задачи и прийти в офис, встретиться с коллегами и провести офлайн-встречи, вместе отдохнуть. В общем, зарядиться энергией.
Если при проектировании офисного пространства учитываются факторы шума, различие типов личности сотрудников, мобильность и т.д., то коллеги в таких офисах однозначно будут чувствовать себя комфортно при выполнении различных задач.
Вадим Ковалев: Не буду оригинальным — всё зависит от бизнеса конкретной компании. Согласитесь, что управление автобусом и разработка ИТ-решения — задачи разные, и очень хорошо, что у работодателя теперь есть вариативность для организации работы сотрудников. Плюсов удаленной работы для работодателя достаточно: экономия на офисе и различных офисных сервисах, отсутствие необходимости релокации нужного специалиста, да и в целом возможность создания глобальных команд. Минусы тоже есть, и прежде всего это безопасность. Домашние компьютеры и сети априори более уязвимы для взлома. Да и в целом работа на удаленке требует особого навыка и особой культуры. Сотрудник может легко «выгореть». Немаловажный вопрос — рабочая мебель, при постоянной работе дома на это тоже стоит обращать внимание. Неслучайно в период локдауна работодатели развозили по домам сотрудников не только ноутбуки, но и офисные стулья.
В каком направлении продолжится развитие тренда: компании чаще будут отправлять сотрудников на удаленку или наоборот — выводить в офис?
Марина Лобынцева: Развитие тренда обозначилось два года назад, когда многие компании начали пробовать различные форматы работы. Тогда же многие стали создавать новые ценности в офисе. Офис как офис уже мало кого интересует и привлекает, здесь для сотрудников нужно создавать новые ценности, новые пространства: зоны для отдыха, зоны для спорта, зоны для концентрации, зоны для переключений и прочее.
Важно, на мой взгляд, именно сейчас организовывать офисы, в которых сотрудник будет не просто работать, а еще и отдыхать, развиваться, получать то, что именно ему необходимо для закрытия большинства его потребностей. Создание офисов не только для сотрудника, а в целом площадки для его семьи может быть новом трендом нового времени.
Марина Миронова: Тенденция уже достаточно закрепилась за последнее время, и многие компании предлагают офисный формат работы с возможностью часть времени (1-3 раза в неделю) работать из дома. Различается процент времени, который сотрудники могут проводить вне офиса, а также требования по порядку оформления данной работы (с кем надо согласовывать, насколько строго регламентируется рабочий день вне офиса).
Вариант дистанционной работы, когда надо небольшой процент времени проводить в офисе (чтобы лично решать рабочие вопросы, поддерживать контакты с коллегами, участвовать в совещаниях), менее распространен. Наверное, сказываются многолетние традиции компаний по организации рабочих процессов, от которых не так легко отказаться. Возможно, сыграло роль желание вернуть все «как было раньше», лишь с небольшими изменениями. Все-таки традиции сохраняют не только люди и семьи, но и компании.
Вадим Ковалев: Сочетание удаленной работы и офиса позволит работодателям сэкономить в период кризиса. Работе на удаленке можно и нужно обучать, да и опыт пандемии уже есть — например, во многих компаниях, система просто не дает поставить две онлайн-встречи без перерыва 15 минут. Уверен, тренд на удаленную работу, скорее даже на гибридный график работы, будет развиваться и дальше.
Можно ли сказать, что работодатели стремятся передать часть функций на аутсорс вместо того, чтобы держать штат сотрудников? Повлияла ли пандемия на эту тенденцию или она намечалась еще до всех ограничений?
Вадим Ковалев: Многие компании снижают свои затраты на обеспечение определенной деятельности передачей на аутсорс. Зачастую это относится к задачам, не требующим постоянной вовлеченности сотрудника — отдельные проекты, связанные, например, с маркетингом и делопроизводством, или бухгалтерское и юридическое сопровождение, задачи продвижения в интернете, дизайн. Тенденция проявлялась давно, но пандемия значительно ускорила это процесс — путь в десять лет мы прошли за два года. Тотальная цифровизация значительно упрощает многие процессы, например, в той же бухгалтерии.
Марина Миронова: Передача функций на аутсорс имеет как плюсы, так и минусы. К положительным моментам можно отнести то, что сотрудники привлекаются под решение конкретных задач, и после их завершения можно легко отказаться от избыточной численности. К минусам можно отнести более сложные процедуры постановки задач и контроля исполнения, сложнее мотивировать сотрудников сделать дополнительный шаг ради компании работодателя, проявить инициативу, если она не оплачена по договору. А в условиях постоянных изменений очень важно, чтобы сотрудники занимали проактивную позицию, не только ждали новых вводных по задачам, но и сами предлагали идеи и решения при резком изменении ситуации.
Спрос на внешних сотрудников возрастает, когда компании находятся в состоянии активной конкуренции за персонал. В этих условиях аутсорс позволяет переложить острую проблему поиска и удержания сотрудников на внешних подрядчиков. Когда безработица возрастает и рынок труда превращается в рынок работодателя, организациям надежнее и дешевле держать сотрудников в штате.
Еще один важный критерий — уникальность проекта. Если это разовый проект, то краткосрочное привлечение профессионала с подтвержденным опытом решения аналогичных задач — более выгодное решение, чем прием человека в штат. После завершения проекта легче подписать акт и завершить сотрудничество, чем искать варианты для расставания или новые проекты, чтобы сохранить сотрудника в штате.
Конечно, основной критерий принятия решения штат/аутсорс — это экономика найма и привлечения провайдера. Важно оценить не только прямые, но и косвенные расходы, такие как стоимость найма, аренда, платежи в фонды, НДС при оплате стоимости услуг. Необходимо не только просчитать все расходы, но и оценить, на каком масштабе этот проект будет целесообразным (чаще в крупных компаниях за счет масштаба аутсорс более выгоден).
Таким образом, можно выделить несколько критериев, которые влияют на выбор модели. Во-первых, это необходимость подстраиваться под постоянно изменяющиеся условия (сотрудникам в штате, знающим особенности работы компании и вовлеченным в результат, это сделать проще). Во-вторых, особенности рынка труда (при рынке кандидата больше спрос на всех сотрудников, в том числе на внешних). И в-третьих, уровень разнообразия задач. Если задача появляется однократно, на нее проще найти профессионала на рынке, если это текущая операционная деятельность — дешевле брать человека в штат.
С кем предпочтительнее заключать договоры на аутсорс: с фрилансерами или с компанией-подрядчиком, где есть свой штат специалистов?
Марина Миронова: Нам удобнее с компанией-подрядчиком, так как вместе с подрядчиком проще контролировать качество и этапы работы.
Вадим Ковалев: Здесь надо сказать спасибо ФНС (Федеральная налоговая служба), рынок в значительной мере обелился. Времена «конвертов» прошли. Даже модели на модных показах получают оплату как самозанятые. Так что компания может выбирать. Стоимость услуг фрилансеров зачастую дешевле, однако они, как правило, не могут брать большой объем задач. Сотрудничество с компанией из сектора профессиональных услуг имеет как плюсы, так и минусы. В такой компании за клиента отвечает определенный менеджер — аккаунтер, и многое зависит от того, получится ли найти с ним общий язык (как и в истории с фрилансерами).