МОСКВА, 5 июля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян об удаленной работе в рамках специального проекта с ТАСС.
Пандемия повлияла на многие привычные нам практики, в том числе на формат работы. В этот период многие столкнулись с необходимостью работать из дома. Опыт удаленной работы имеет каждый четвертый работающий россиянин (25%). Показатель выше среди женщин (30%), россиян с высшим образованием и старше 60 лет (по 29%). По-видимому, это связано с тем, что женщины, граждане с дипломом о высшем образовании чаще работают в офисах, их работу легче взять «на дом», а лица старшего возраста как попадающие в группу риска по коронавирусной инфекции вынужденно оказались на удаленке. Еще один фактор — урбанизированность: в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках опыт работы из дома есть у 38% и 36% соответственно, что почти в два раза выше в сравнении с жителями сел и небольших поселков (20-17%).
Портрет работника на удаленке |
На сегодняшний день трудятся из дома 10% работающих россиян, этот показатель не изменился с 2021 г. (11%). Это в равной степени мужчины и женщины, но преимущественно молодого возраста (среди 18-24-летних 19% работают на удаленке). Реже других такой формат выбирают 45-59-летние (6%). Формат заметно популярнее у жителей обеих столиц и городов-миллионников (20-15%), а также более распространен в Северо-Западном федеральном округе (17%). Работающий удаленно с большей долей вероятности имеет хорошее материальное положение (19% в этой группе работают из дома), занят в сфере IT (36%), СМИ (35%) или финансовой и страховой деятельности (23%).
Работа из дома в подавляющем большинстве случаев — инициатива самого работника (65%). С возрастом доля тех, кто перешел работать на дом по инициативе работодателя или коллег, возрастает, и в группе 60+ достигает 37% (среди молодежи 18-24 лет таковых 14%), то есть речь идет о «вынужденной» удаленке.
Удаленная работа: плюсы и минусы |
Несмотря на то, что люди оказываются на удаленной работе по разным причинам, 82% из них отметили удобство такого формата, 62% видят в нем больше плюсов. Треть отметили, что плюсов и минусов примерно одинаково (29%); только на минусы указали 7%. Тренд сохраняется для всех возрастных групп. За год работающие на удаленке стали чаще говорить о ее удобстве (+18 п.п. к 2021 г.) и о наличии плюсов (+37 п.п. к 2021 г.), это можно связать с тем, что те, кто оказался на удаленке вынужденно в период пандемии, вернулись к привычной работе в офисе, на предприятии, и на сегодняшний день положительные оценки в основном дают те, кто самостоятельно выбрал для себя работу из дома.
За год произошло изменение в восприятии характеристик удаленной работы в сторону комфортности. На 20 п.п. выросли оценки эффективности работы дома (2021 г. — 45%; 2022 г. — 65%), на 12 п.п. — способность организовать рабочий процесс на дому (2021 г. — 47%; 2022 г. — 59%). На 8 п.п. сократилась доля тех, кто отмечал удлинение рабочего дня (2021 г. — 43%; 2022 г. — 35%), на 9 п.п. снизилась доля тех, кому было сложно работать на дому из-за отсутствия коллектива (2021 г. — 33%; 2022 г. — 24%). На сегодняшний день 85% работающих на удаленке признают, что таким образом легче совмещать рабочие и домашние дела.
Хотят ли россияне на удаленку? |
Те, кто трудится на удаленке, ценят ее формат и находят его удобным, но в общей структуре работающих их не так много — каждый десятый (10%). И процент тех, кто хотел бы работать из дома, тоже не так велик — 14% с учетом числа тех, кто уже работает в удаленном формате. При этом каждый третий хотел бы иметь возможность совмещать работу в офисе и из дома — 33%. Привычный традиционный формат работы остается наиболее востребованным — 49%.
|
«Даже у такого негативного явления как пандемийные ограничения есть свои плюсы. За это время многие россияне, как, впрочем, и значительная часть человечества, научились работать в удаленном формате. По крайней мере, разобрались, как можно совмещать работу с личными и семейными делами, находясь не на рабочем месте – но не снижая эффективности! Главный урок из этого опыта должны извлечь работодатели – это запрос на гибкий режим, прежде всего со стороны молодежи. Рынок труда в скором времени пополнится молодыми сотрудниками, для которых возможность выбора соотношения офисного и «домашнего» режима будет определять их приоритеты при выборе места работы».