Трендвотчинг — один из инструментов изучения и проектирования будущего: с его помощью можно определить тенденции, которые только зарождаются, осознать возможные риски, оперативно реагировать на вызовы сегодняшнего дня. Трендвотчинг — важный инструмент экспертно-аналитического направления работы ВЦИОМ. Подробнее о методологии трендвотчинга на примере российского образования — в комментарии генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова (озвучен в ходе панельной дискуссии Международного симпозиума «Создавая будущее»).
Как исследуют тренды?
«Есть такое понятие — тренд-сигнал, этот сигнал мы фиксируем. Следующий этап: в калейдоскопе различных событий, сведений и других сигналов вычленить те из них, которые, по нашему мнению, говорят о появлении того или иного тренда, тенденций. Как только это сделано — идем дальше: анализируем, что заставило эту тенденцию сформироваться, заработать, каковы драйверы этих процессов. Затем наблюдаем за трансформацией этого выявленного тренда, оцениваем его влияние: сильное, слабое, промежуточное. Дальше разными способами прогнозируем, как будет выглядеть наше общее будущее, если этот выявленный нами тренд будет развиваться.
При этом источники данных, которые используются для трендвотчинга, очень многообразны. В нашем случае это прежде всего данные самого ВЦИОМ. Мы уже почти четыре десятилетия изучаем общественное мнение в России и в странах ближнего зарубежья, опираемся на длинные ряды данных, и каждый день этих данных становится все больше и больше. Кроме того, сегодня ВЦИОМ активно развивает экспертно-аналитическое направление — для нас важна опора на предметную экспертизу по разным областям знания.
В финале предоставляем рекомендации тем, кто принимает решения и кто может использовать этот тренд — для общего блага или для развития своих проектов.
Трансформирующие силы в образовании
Посмотрим вариант применения этой методологии к одной из сфер нашей жизни — сфере образования. Предполагается, что именно в этой сфере в ближайшие годы или десятилетия должны произойти самые большие трансформации: так считает 18% опрошенных нами респондентов, это самая большая доля из всех зафиксированных по различным сферам.
Отмечу пять трансформирующих сил для сферы образования.
Многополярность. Переустройство мира идет полным ходом: идет травматично, болезненно, конкуренция усиливается одновременно по нескольким векторам, из-а чего возможности для кооперации не исчезают полностью, но значительно меняются. Все это неизбежно отразится на экономике.
Экономика — в новых условиях особое значение придается наращиванию суверенитета, в том числе технологического, независимых возможностей каждой страны. Поэтому возникает такое важное требование к системе образования, как синхронизация с национальными целями.
Следующая трансформирующая сила — новые технологии. Благодаря им доступ к знаниям должен упроститься, и уже открываются новые возможности для научно-исследовательской деятельности, обучения. На подходе прикладное, прагматичное освоение искусственного интеллекта.
Человекоцентричность. Модный термин у нас в России, особенно последние пару лет: в центре внимания государства оказывается персональная работа с каждым, раскрытие потенциала каждого. Знаменитый девиз, что люди — это новая нефть, напрямую связан с человекоцентричностью. Однако эту новую нефть нам еще предстоит научиться „качать“.
Пятая трансформирующая сила — демография. Демографический вызов носит всемирный характер. Мы все не молодеем, но старение, как ни странно, сегодня вполне может стать ресурсом для экономики и общественного развития. Это значит, что система образования должна работать со стареющей структурой населения, а это уже совсем новые подходы.
Подробнее о вызовах в образовании и других сферах, быстрорастущих и долгосрочных трендах читайте в тренд-обзорах ВЦИОМ wciom.ru/presentation