Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Образование
Фото: ВЦИОМ

Трансформирующие силы в образовании: как научиться качать новую «нефть»?

Трендвотчинг — один из инструментов изучения и проектирования будущего: с его помощью можно определить тенденции, которые только зарождаются, осознать возможные риски, оперативно реагировать на вызовы сегодняшнего дня. Трендвотчинг — важный инструмент экспертно-аналитического направления работы ВЦИОМ. Подробнее о методологии трендвотчинга на примере российского образования — в комментарии генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова (озвучен в ходе панельной дискуссии Международного симпозиума «Создавая будущее»).

Как исследуют тренды?

«Есть такое понятие тренд-сигнал, этот сигнал мы фиксируем. Следующий этап: в калейдоскопе различных событий, сведений и других сигналов вычленить те из них, которые, по нашему мнению, говорят о появлении того или иного тренда, тенденций. Как только это сделано идем дальше: анализируем, что заставило эту тенденцию сформироваться, заработать, каковы драйверы этих процессов. Затем наблюдаем за трансформацией этого выявленного тренда, оцениваем его влияние: сильное, слабое, промежуточное. Дальше разными способами прогнозируем, как будет выглядеть наше общее будущее, если этот выявленный нами тренд будет развиваться.

При этом источники данных, которые используются для трендвотчинга, очень многообразны. В нашем случае это прежде всего данные самого ВЦИОМ. Мы уже почти четыре десятилетия изучаем общественное мнение в России и в странах ближнего зарубежья, опираемся на длинные ряды данных, и каждый день этих данных становится все больше и больше. Кроме того, сегодня ВЦИОМ активно развивает экспертно-аналитическое направление — для нас важна опора на предметную экспертизу по разным областям знания.

В финале предоставляем рекомендации тем, кто принимает решения и кто может использовать этот тренд — для общего блага или для развития своих проектов.

Трансформирующие силы в образовании

Посмотрим вариант применения этой методологии к одной из сфер нашей жизни — сфере образования. Предполагается, что именно в этой сфере в ближайшие годы или десятилетия должны произойти самые большие трансформации: так считает 18% опрошенных нами респондентов, это самая большая доля из всех зафиксированных по различным сферам.  

Отмечу пять трансформирующих сил для сферы образования.

Многополярность. Переустройство мира идет полным ходом: идет травматично, болезненно, конкуренция усиливается одновременно по нескольким векторам, из-а чего возможности для кооперации не исчезают полностью, но значительно меняются. Все это неизбежно отразится на экономике.

Экономика — в новых условиях особое значение придается наращиванию суверенитета, в том числе технологического, независимых возможностей каждой страны. Поэтому возникает такое важное требование к системе образования, как синхронизация с национальными целями.

Следующая трансформирующая сила — новые технологии. Благодаря им доступ к знаниям должен упроститься, и уже открываются новые возможности для научно-исследовательской деятельности, обучения. На подходе прикладное, прагматичное освоение искусственного интеллекта.

Человекоцентричность. Модный термин у нас в России, особенно последние пару лет: в центре внимания государства оказывается персональная работа с каждым, раскрытие потенциала каждого. Знаменитый девиз, что люди — это новая нефть, напрямую связан с человекоцентричностью. Однако эту новую нефть нам еще предстоит научиться „качать“.

Пятая трансформирующая сила — демография. Демографический вызов носит всемирный характер. Мы все не молодеем, но старение, как ни странно, сегодня вполне может стать ресурсом для экономики и общественного развития. Это значит, что система образования должна работать со стареющей структурой населения, а это уже совсем новые подходы.

Подробнее о вызовах в образовании и других сферах, быстрорастущих и долгосрочных трендах читайте в тренд-обзорах ВЦИОМ wciom.ru/presentation

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07