Профильное федеральное министерство сообщает о рекордном количестве россиян, которые систематически занимаются спортом. Опрос ВЦИОМ эту тенденцию отчасти подтверждает: согласно новым данным, почти для каждого третьего физическая активность является неотъемлемой частью повседневности, и это максимальный показатель за пять лет. У позитивной тенденции есть важный аспект — материальная составляющая. Все ли россияне могут позволить себе спорт и что может способствовать спортивной вовлеченности населения — в комментарии эксперта Департамента политических исследований ВЦИОМ Игоря Гаврилова.
«По данным Министерства спорта России, количество граждан, систематически занимающихся спортом, в 2024 году впервые превысило 80 млн человек. Это свыше 60% от общей численности населения. В целом данные согласуются с результатами опроса ВЦИОМ, согласно которым суммарно 55% населения занимаются физкультурой и спортом „регулярно“ или „время от времени“. Речь, конечно, идет о взрослом населении, тогда как в статистику Минспорта, очевидно, включены еще около 20 млн несовершеннолетних школьников и студентов средних профессиональных учебных заведений, посещающих занятия физкультурой.
Особый интерес представляет группа тех, кто говорит, что спорт в их жизни присутствует, но очень редко. Она составляет 20%, то есть так отвечает каждый пятый. Почему же их занятия не носят регулярного характера?
По данным опроса, ключевые возможности для расширения доли занимающихся спортом россияне видят в трех плоскостях: инфраструктурной, идеологической и финансовой.
Инфраструктура. Востребовано открытие дополнительных спортивных сооружений. Во всех типах населенных пунктов, кроме столиц, этот приоритетный запрос, его декларируют 23% опрошенных и более. В Москве и Санкт-Петербурге, где инфраструктура наиболее развита, максимальной является и доля регулярно занимающихся спортом (65%, на 10 п.п. выше, чем по стране в целом). При этом наиболее популярной формой занятий спортом в столицах является фитнес, всесезонно доступный в многочисленных клубах.
Идеология. Это не только пропаганда принципов ЗОЖ среди детей и взрослых, но и популяризация спорта как семейного досуга, а также продвижение образов «звездных» спортсменов. Если в хоккее, теннисе или фигурном катании создание личных брендов уже поставлено на коммерческую основу, то в футболе, переживающем в России кризис массового интереса, ситуацию, когда назвать действующего игрока российского футбола могут только 17%, сложно оценить как благоприятную.
Ценовая доступность массового спорта. Среди россиян, оценивающих свое материальное положение как плохое, доля регулярно занимающихся спортом составляет менее половины (46%) — в полтора раза меньше, чем среди считающих его хорошим. В этой группе наиболее популярны виды спорта, требующие наименьших затрат, — бег и спортивная ходьба (44%), тогда как наиболее востребован бассейн (30%), для посещения которого обычно необходимо приобретать абонемент.
Для финансового стимулирования россиян к занятиям спортом в 2022 г. был введен налоговый вычет, однако эффективность этого инструмента, судя по всему, пока невысока. Ключевых причин, полагаю, может быть две. Первая — ограниченность охвата: получить вычет можно при занятиях во включенных в специальный реестр на сайте Минспорта секциях и клубах (порядка 4,5 тыс. организаций — по разным оценкам, это около 4% из существующих в стране). Вторая причина — лимит суммы вычета: 13% от расходов на спорт. В 2024 г. в абсолютном выражении максимум составлял 15,6 тыс. рублей при расходах в размере 120 тыс. рублей.
Решение об увеличении суммы вычета в 2025 г. до 19,5 тыс. рублей является логичным, но параллельно увеличивается и лимит расходов — до 150 тыс. При средней зарплате россиян 88 тыс. рублей потратить почти два месячных дохода на занятия спортом, очевидно, готовы немногие, поэтому инструмент актуален преимущественно для жителей крупных городов с хорошим материальным положением. А в «экономическом» сегменте при стоимости месячного абонемента в бассейн региональной столицы около 3 тыс. рублей сумма вычета за год составит… 4680 рублей.
Очевидно, дополнительные возможности снижения затрат на регулярные занятия и покупку абонементов будут способствовать спортивной вовлеченности россиян. Наиболее актуальными эти меры могут быть в малых и средних городах, где зарплаты далеки от московских и людям бывает непросто выделить даже небольшую часть бюджета на занятия спортом. Вероятно, подобные меры могут воплощаться в рамках программ КСО крупных предприятий, работающих в таких городах.