МОСКВА, 30 сентября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, как изменились представления россиян о российском футболе за последние годы.
Некогда болеть! |
Футбол — один из самых популярных видов спорта в мире. О нем сняты фильмы, написаны книги, у него без преувеличения есть собственная культура, а за матчами любимых клубов следят миллионы болельщиков из разных стран. При этом в России массовый интерес к футболу скорее переживает кризис. Об этом говорит сокращение за почти два десятилетия доли постоянных болельщиков в пять раз (2005 г. — 19%, 2024 г. — 4%), доли периодических болельщиков — в два раза (2005 г. — 34%, 2024 г. — 18%), а также рост доли равнодушных к данному виду спорта до 77% (2005 г. — 43%, 2009 г. — 45%, 2022 г. — 63%).
- Постоянных футбольных болельщиков больше среди мужчин (8% vs. 1% среди женщин), россиян со средним полным образованием (7%) и жителей Северо-Кавказского федерального округа (8%).
- Периодических болельщиков — тех, кто следит за футболом время от времени, — можно чаще встретить среди мужчин (22% vs. 15% среди женщин), россиян с высшим или незаконченным высшим образованием (21%), с хорошим материальным положением (25%), жителей Южного федерального округа (27%).
- Равнодушных к футболу отличает более высокий процент женщин (84% vs. 68% мужчин), молодежи до 24 лет (84%), россиян с неполным средним образованием (85%), плохим материальным положением (83%). Менее популярным футбол оказался среди проживающих в Сибирском (82%) и Дальневосточном (86%) округах.
На московском стадионе начинается игра… |
На фоне снижения интереса россиян к футболу заметно снизилось и число наших сограждан, которые могут назвать действующего игрока российского футбола, интересного и симпатичного им с точки зрения его профессиональных и человеческих качеств. Если в 2009 г. на этот вопрос содержательно ответили 47%, практически каждый второй, то сегодня — только 17%, то есть почти в три раза меньше. Иными словами, российский футбол становится «безликим» и «безымянным» для российского общества.
В общей сложности только восемь футболистов набирают более 1% — это А. Дзюба (6%), И. Акинфеев (3%), А. Аршавин и А. Головин (по 2%), Л. Яшин, братья Миранчуки и М. Сафонов (по 1%). При этом не все названные персоны являются действующими игроками (А. Аршавин завершил карьеру, а Л. Яшин — легенда советского спорта, умер в 1990 г.). Такие результаты еще раз подтверждают, что российский футбол становится все менее персонализированным и узнаваемым. Это может быть связано как с отсутствием ярких «звезд», так и с общим падением интереса к данному виду спорта.
Развитие или проблемы? |
О дистанцированности россиян от футбола и даже равнодушии к нему говорит и то, что четверо из десяти (40%) затрудняются оценить ситуацию в отечественном футболе. О развитии и прогрессе говорят 13%, о стабильности — 21%, негативные оценки ставят 26% (в том числе 16% говорят о проблемах, а 10% — об ухудшении). Более оптимистичными оказались в этом вопросе молодые россияне: 20% 18-24-летниих отметили развитие и прогресс, в 33% — более или менее хорошее положение дел.
|
Несмотря на общую нерадужную картину, надежды на возрождение массового интереса к российскому футболу все-таки есть. Большая часть россиян (64%, +10 п.п. к 2014 г.) считают, что в нашей стране созданы условия для развития детско-юношеского футбола и эффективной подготовки молодых футболистов. Оптимизм россиян по этому вопросу за десять лет вырос, а доля отрицательных ответов сократилась в два раза (2014 г. — 31%, 2024 г. — 16%). Доля затруднившихся с ответом на этот вопрос достигает 20% — в два раза меньше по сравнению с ответами на вопрос об оценке ситуации в российском футболе (40%). То есть ситуация в сфере детско-юношеского футбола респондентам известна лучше, чем состояние профессионального футбола. Это может быть следствием большей «заметности» для рядовых граждан в их повседневной жизни спортшкол, секций, спортивных площадок с футбольным полем, тогда как интерес к профессиональному футболу должен быть подкреплен мотивацией.
|
«Организаторам событий с каждым годом становится всё сложнее выиграть конкуренцию за зрителя. Все конкурируют со всеми! И футбол не исключение, он конкурирует и с театром, и с городскими парками, и просто с сериалом на любимом диване. Добавьте к этому отсутствие еврокубков, ограничения под названием «FAN-ID» - и мы получаем текущую проблемную ситуацию. Это диагноз или приговор? Скорее диагноз, ведь мы видим, что некоторые футбольные клубы справляются с непростыми вызовами. Например, московское «Динамо», чей match day получил все отраслевые награды! Добавьте к этому классный мерч, вовлечение селебрити и активную работу в соцсетях - и получите болельщиков на трибунах. Хотя бы на половине трибун!»
«Кризис зрительского интереса к российскому футболу начался не вчера, но его углублению сильно способствовало отлучение наших клубов и сборной России от больших международных соревнований. Вектор внимания аудитории в этой ситуации перемещается в другие сектора рынка досуга и развлечений. На этом непростом фоне радует продолжающееся развитие массовой спортивной инфраструктуры, улучшение условий для подготовки молодых спортсменов весьма заметное для россиян. Будем меньше «болеть» и больше заниматься спортом и своим здоровьем!»