Традиционно ко Дню социолога ВЦИОМ проводит опрос об опросах: насколько россияне доверяют результатам социологических опросов и считают ли их необходимыми. Индекс доверия в этом году достиг 31 п., что на 8 п. выше показателя прошлого года, а интерес к опросам возрос на целых 10 п. за тот же период. С чем связан такой рост и в чем специфика опроса об опросах — в комментарии Игоря Задорина, руководителя исследовательской группы «ЦИРКОН».
Индекс доверия опросам ВЦИОМ — это не совсем про доверие. Когда профессионалы говорят про доверие опросам, они имеют в виду, прежде всего, достоверность данных, методическую корректность опросных процедур, т.н. валидность. Вопрос же о доверии социологическим опросам, который задает ВЦИОМ нашим гражданам, он немножко про другое. Объясню, почему. В данном случае респондентов спрашивают про то, «насколько результаты опросов отражают действительное мнение граждан», то есть самим этим вопросом обычные люди ставятся в экспертную позицию. Теоретически, чтобы правильно ответить на этот вопрос, человек должен быть информирован о результатах опросов общественного мнения (что не так для большинства) и о «действительном» мнении граждан (что вообще невозможно). С профессиональной точки зрения вопрос не очень корректен, потому что в нем заключается двойное «насилие» над респондентом. Поэтому ответы на указанный вопрос отражают, скорее, не соответствие опросов общественного мнения неизвестному действительному мнению граждан, а соответствие транслируемого в массмедиа общественного мнения некоторым собственным представлениям респондента и его близкого круга.
Если посмотреть на динамику индекса доверия опросам, мы увидим, что его минимум выпадает на 2018 год — период пенсионной реформы, которая была воспринята населением, мягко говоря, неоднозначно. И вот человек видит, что в его близком окружении большинство против этой реформы, а тем временем из телевизора льется информация о высокой общественной поддержке. В этой связи люди, которые даже не смотрят результаты опросов общественного мнения, а просто сопоставляют некоторые представления общества, которые транслируются в СМИ, со своей собственной позицией и позицией своего окружения, естественно не верят опросам.
А в настоящее время мы наблюдаем один из максимумов доверия опросам за последние десять лет. Потому что общественная поддержка СВО, которая транслируется в СМИ, соответствует той самой поддержке, которую конкретный респондент испытывает по отношению к этим событиям сам, и слышит о такой поддержке в ближнем круге. И это совпадение позиций (респондента, СМИ и власти) распространяется и на социологические опросы, повышая индекс доверия им. Хотя, конечно, как показывают исследования, поддержка СВО во многом является поддержкой ожидаемых более широких и глубоких перемен в стране.
Поэтому график индекса доверия опросам, скорее, говорит нам о том, насколько в принципе работает этот инструмент демократии. Большая часть населения относится к опросам общественного мнения все-таки как к возможности что-то сказать власти, бизнесу, вообще – прокричать обществу и миру. Сама метафора «социологические опросы — глас народа» предполагает, что этому народу есть что сказать при помощи опросов, и он это хочет сделать. И когда этот инструмент, с точки зрения респондентов, работает (то есть, они видят, что действия власти соответствуют их пожеланиям и намерениям), тогда и доверие к социологическим опросам выше. А в 2018 году этот метод донесения гласа народа до «верхов», с точки зрения россиян, работал плохо. Короче, «доверие опросам» в смысле вопроса ВЦИОМ, на мой взгляд, является не оценкой профессионализма и качества работы социологов (как это обычно бывает, когда говорится о доверии банкам, предприятиям общепита, ремонтным мастерским и т.п.), а индикатором работы такого «инструмента демократии». Ну, наверное, это тоже интересно и характеризует состояние общества.
Что же касается необходимости опросов общественного мнения сегодня — показатели здесь очень высокие — 91% респондентов признают нужность опросов. Я полагаю, что это тоже отношение к опросам общественного мнения как к одному из немногих оставшихся инструментов донесения голоса народа до властей. Респонденты видят, что эффективность других инструментов выражения воли народа существенно упала. Выборы как инструмент демократии теряют доверие граждан, население все чаще воспринимает их как некоторый ритуал, скорее, плебисцитарного толка: подтверждения согласия с уже сделанным другими (властью) выбором, когда власти делают выбор в пользу определенных кандидатов и предлагают населению согласиться с этим. СМИ тоже перестали быть «передатчиком» голоса народа. Раньше средства массовой информации все-таки хотя бы иногда по разным причинам отражали мнение какой-то части населения и пытались этот голос донести на своих страницах — электронных или бумажных. Сейчас этого нет, СМИ являют собой сугубо инструмент воздействия политических и/или корпоративных сил на граждан или другие элитные группы. И какие еще остаются инструменты донесения наверх голоса народа? Можно, конечно, писать на заборах, но слабо верится в эффективность этого действия. Поэтому граждане и говорят, что нужны опросы: хоть где-то респондент сохраняет свою субъектность, может сказать что-то свое, а не только вынужденно согласиться с чужим.
Конечно, в последнее время мы наблюдаем рост информированности людей об опросах. Человек теперь живет в атмосфере непрерывных опросов. Я, кстати, не думаю, что это благотворно сказывается на отношении к ним. Сегодня уже трудно найти человека (по крайней мере в городах), который ни разу не участвовал ни в каких опросах. Но насколько рост информированности и собственного опросного опыта гражданина сказывается на повышении необходимости опросов в его глазах — это большой вопрос. Надо изучать.
В заключении скажу, что, конечно, доверие и декларируемая поддержка опросов общественного мнения, на мой взгляд, в большей степени определяется не ответами респондентов, участвующих в этих опросах (самим этим фактом уже высказывающим свою одобрительную позицию), а долей отказов от участия. А в этом у социологов сейчас не самое хорошее время. Так что обольщаться ростом обсуждаемых показателей не надо.