МОСКВА, 14 ноября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного ко Дню социолога в России.
О необходимости соцопросов |
Социология — относительно новая для современной России наука, но роль социологических исследований в последние годы заметно возросла. Сегодня это необходимый инструмент принятия управленческих решений в бизнесе, политике, менеджменте и других сферах общества. Подавляющее большинство россиян считают опросы общественного мнения нужными — 91%, или девять из десяти. Показатель остается достаточно высоким на протяжении всего периода измерений с 2005 г. — на уровне 69-91%, в текущем периоде отмечен максимум, как и в 2018 г. За последние 10 лет важность опросов в общественном мнении выросла на 20 п.п. (2012 г. — 71%). Несколько чаще о нужности соцопросов сегодня говорят молодые россияне 18-24 лет (96%), жители обеих столиц (95%) и городов-миллионников (94%), а также граждане, довольные своими доходами (96%).
С 2016 по 2020 г. индекс*, построенный на основании данного мониторинга, демонстрировал повышение интереса россиян к социологическим опросам по сравнению с более ранним периодом, однако в 2021 г. несколько снизился и составил 57 пунктов, в текущем периоде он достиг максимума за все время наблюдений — 67 пунктов.
В большинстве случаев россияне также считают, что опросы отражают действительные мнения граждан (70%). Показатель этого года один из самых высоких, в прошлом году он был ниже на 5 п.п., а в 2018 г. — на 12 п.п., тогда был зафиксирован минимум (58%). Максимум же пришелся на 2005 г. — 76%. Обратную точку зрения разделяют 23%, каждый четвертый, в 2018 г. таковых было 37%.
- О том, что опросы отражают действительные мнения граждан, чаще говорят женщины (73% vs. 68% среди мужчин), молодежь 18-24 лет (75%) и 35-59-летние (74-77%); те, кто оценивает свое материальное положение как хорошее (77% vs. 55% в группе недовольных доходами); жители села (76%), а также активные потребители телевидения и интернета (76%).
|
Индекс, рассчитанный по результатам ответов на этот вопрос, показывает, что уровень доверия опросам общественного мнения со стороны общества по сравнению с предыдущим годом вырос и составил 31 пункт (+8 п. к 2021 г.). Результат этого года один из самых высоких за последние 10 лет, а пик пришелся на 2005 г. — 43 пункта.
*Индекс интереса к социологическим опросам показывает, насколько россиянам интересны социологические опросы. Чем выше значение индекса, тем выше интерес к опросам. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, нужны» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее нужны» — коэффициент 0,5, ответу «скорее не нужны» — коэффициент −0,5, ответу «безусловно, не нужны» — коэффициент −1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от −100 до 100.
** Индекс доверия социологическим опросам показывает, как россияне оценивают точность отражения соцопросами общественного мнения. Чем выше значение индекса, тем выше уверенность в объективности опросов. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, отражают» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее отражают» — коэффициент 0,5, ответу «скорее не отражают» — коэффициент −0,5, ответу «безусловно, не отражают» — коэффициент −1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от −100 до 100.
Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
| Все опрошенные | Мужской | Женский | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше |
Безусловно отражают | 19 | 19 | 20 | 10 | 12 | 19 | 20 | 26 |
Скорее отражают | 51 | 49 | 53 | 65 | 49 | 55 | 57 | 42 |
Скорее не отражают | 18 | 17 | 18 | 18 | 25 | 17 | 11 | 19 |
Безусловно не отражают | 5 | 7 | 5 | 3 | 6 | 5 | 7 | 5 |
Затрудняюсь ответить | 7 | 8 | 4 | 4 | 8 | 4 | 5 | 8 |
*** До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
После 2017 г. опросы проводились по проекту Всероссийского телефонного опроса «ВЦИОМ-Спутник». Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. Объем выборки составляет 1600 респондентов.
«На протяжении многих лет ВЦИОМ проводит “опрос об опросах”. Мы интересуемся, насколько необходимыми наши респонденты считают опросы, доверяют ли их результатам. Удалось выделить несколько важных тенденций.
Во-первых, саму необходимость опросов мало кто ставит под сомнение, они прочно укоренились в массовом сознании. Во-вторых, доверие результатам опросов довольно относительное, точнее — условное; мало кто склонен доверять им безусловно, но и безусловно не доверяющих тоже совсем немного. В-третьих, уровень доверия меняется со временем, и в наибольшей степени эта синусоида коррелирует с уровнем консолидации/разобщенности общества.
Опрос 2022 года показал, что и востребованность опросов, и доверие к их результатам несколько выросли. Я склонен связывает это в первую очередь с выросшей консолидацией нашего общества на фоне специальной военной операции. Перед лицом внешних вызовов и военной угрозы внутренние противоречия отходят на второй план, растет запрос на объединение. Общество начинает больше доверять самому себе, а это позитивно сказывается на доверии к опросам».