Создание семьи — один из непреложных жизненных приоритетов россиян. По данным совместного исследования ВЦИОМ и АНО «Национальные приоритеты», проведенного два года назад, 71% россиян называют предпочтительной судьбой вступление в брак и жизнь в семье. За минувшие непростые два года ментальный фундамент института семьи, очевидно, только глубже вошел в землю. Впрочем, гендерные роли, устройство быта именно сейчас подвергаются глобальному переосмыслению: фундамент крепок, в самом доме — ремонт, реставрация и реновация: по новым данным ВЦИОМ, наши сограждане все больше стремятся к консенсусу в семейной жизни. Как россияне строят свои ячейки общества, распределяют гендерные роли и бытовые обязанности — в аналитике ВЦИОМ.
По данным свежего опроса ВЦИОМ о распределении ролей в российских семьях, за последние 15 лет доля россиян, которые считают, что в семье должен быть главный, снизилась вдвое — с 58% до 29%. Все большую поддержку получает консенсусная модель, которая в принципе не подразумевает наличие главного в семье: по мнению 68% россиян, важные решения должны приниматься совместно, а мелкие — в соответствии с существующим разделением обязанностей.
Тенденция на гендерное равенство…
Консенсусная модель семьи все больше вытесняет патерналистскую (которая предполагает главенство в семье мужчины или, за его отсутствием, старшей по возрасту женщины): по сравнению с 2008 годом такой ответ потерял 14 п.п., лишь 18% опрошенных видят семью именно такой. Снижение серьезное, позволяющее судить о тектонических сдвигах в восприятии института семьи.
Стремление к гендерному равенству в российской семье находит свое подтверждение и в других исследовательских проектах ВЦИОМ, которые касаются темы родительства. То, как люди распределяют между собой родительские обязанности, — важнейший индикатор гармоничности семейного устройства в целом. Можно сколько угодно говорить о гендерном равенстве, но если приготовить ужин, сделать уборку и, уложив младших детей, сесть за уроки со старшим — обязанность женщины, два часа назад пришедшей из офиса, то реального заземления практики равноправия не получают.
Актуальные данные, впрочем, показывают, что описанные сценарии теряют в популярности: равное разделение обязанностей, по крайней мере в вопросах воспитания детей, наблюдается весьма четко.
Так, авторы статьи из выпуска «Мониторинга общественного мнения» 2020 года «Родительские роли в современной российской семье: границы “мужского”» Надежда Егорова, кандидат соц. наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Алина Янак, кандидат соц. наук, ассистент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, и Елена Рябинская, аспирант Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, подчеркивают тенеденцию к эгалитарности, равенству ролей в родительстве. «Результаты проведенных исследований показывают, что движение к эгалитаризации в сфере родительства становится все более заметным как на уровне представлений, так и в реальных практиках семей. Но процесс этот сложен, противоречив и неравномерен», — делают выводы исследователи.
Отцы все сильнее вовлекаются в процессы воспитания детей: появляются новые практики взаимодействия «отец — ребенок», которые обусловлены не техническим разделением рутинной части родительства, а выходом на новый уровень семейных отношений. «В то же время стоит еще раз обратить внимание на выявленное разнообразие отцовских практик. Несмотря на доминирование традиционной модели родительства и отцовства, возникают и реализуются новые, альтернативные варианты, предполагающие не только вовлечение, но и равенство, а иногда и полную ответственность отца за воспитание ребенка, уход за ним», — подчеркивают исследователи.
Подробнее эта тема проанализирована в недавней аналитике ВЦИОМ, посвященной паттернам современного родительства.
…и смешение прогрессивных и патриархальных установок
Как отмечают авторы статьи из «Мониторинга общественного мнения», переход к консенсусной модели семьи происходит непросто — впрочем, как и все тектонические процессы в социуме.
Явный тренд на равенство гендерных ролей в семье может неравномерно проявляться в реальных жизненных практиках российских семей.
Люди могут поддерживать идеи семейного гендерного равенства в целом, но в вопросах устройства быта, ведения домашнего хозяйства, а также в своих взглядах на материальное обеспечение семьи выборочно придерживаться патриархальных установок. Рискнем предположить, что прогрессивные и традиционные позиции в сознании наших сограждан смешиваются неосознанно: люди считают консенсусную модель семьи правильной, стремятся к ней. Однако паттерны быта родителей, дедушек и бабушек цепко держатся в сознании.
По данным исследования ВЦИОМ и АНО «Национальные приоритеты» «Российская семья: как сохранить традиции и обрести новые смыслы», более половины опрошенных считают, что основным кормильцем в семье должен быть мужчина: 59% против 35% тех, кто выступает за равенство и в этом вопросе. Особый интерес представляет часть этого исследования, в которой респондентам предлагалось продолжить фразу «Настоящая женщина должна… / настоящий мужчина должен…». Самые популярные ответы для женщины — беречь семейный очаг, хранить очаг, создавать уют в доме (32%), заниматься детьми, воспитывать детей, быть хорошей матерью (21%), быть хозяйкой, вести домашнее хозяйство (17%). Вариант «ничего никому не должна» получил в 2021 году лишь 3% ответов. Пасторальная картина складывается и из подобных ответов относительно мужчин. 18% — большинство — считают, что настоящий мужчина должен оберегать свою семью, заботиться о ней и обеспечивать ее, участвовать в жизни семьи. Остальные доли распределились среди таких ответов, как «быть защитником (семьи, близких, Родины)», «быть настоящим мужчиной, порядочным, достойным человеком» и др. Только 3% не считают, что мужчина что-то должен лишь на основании гендерной принадлежности.
Неоднозначная ситуация в распределении обязанностей прослеживается и в недавнем опросе ВЦИОМ о гендерном равноправии. Для 21% опрошенных домашнее хозяйство остается обязанностью жены, и лишь в семьях 18% все обязанности (от заработка до домашних дел) распределены поровну между супругами. При этом доля ответивших, что в их семьях вклад в решение бытовых и семейных вопросов вносят оба супруга, ощутимо возросла за 15 лет.
…пока не освободило женщину от работы «в две смены»
В этой связи наибольшие вопросы возникают к положению в российской семье женщины. Женщина сегодня, с одной стороны, равноправный участник экономики и социальной составляющей жизни семьи, с другой — лицо, ответственное за семейный очаг, уют в доме, воспитание детей. Получается, она все еще может жить в ситуации повышенных нагрузок, когда после основной работы начинается вторая «рабочая смена», выполнения которой от нее ждут по гендерному умолчанию.
Стремление к равноправию со временем сгладит эту ситуацию, но как долго будет проходить этот процесс — неясно, особенно с учетом того, что идеи феминизма в России, по мнению исследователей, в понятие социальной нормы не входят и серьезно ускорить эти изменения смогут вряд ли. «Советский гендерный порядок декларировал формальное гендерное равенство мужчин и женщин, которое достигалось при значительной поддержке со стороны государства. При этом формальное равенство сосуществовало с традиционными гендерными установками (в первую очередь в сфере семьи и родительства), предписывавшими женщинам большую ответственность и участие в осуществлении домашней работы и уходе за детьми. Гендерный контракт “работающая мать” представлял нормативный способ построения женской биографии советского периода, предполагавший сочетание материнства и работы по найму. Массовое участие женщин в сфере занятости не привело к преодолению гендерной сегрегации на рынке труда, поскольку женщины были, как правило, заняты в так называемых женских профессиях, связанных с образованием, здравоохранением, социальным обеспечением, культурой, и даже там редко занимали высокие руководящие должности. Сложившаяся в советский период горизонтальная и вертикальная гендерная сегрегация рынка труда сохраняется и в современной России. <…> Показательны ответы на вопрос об отношении к феминизму. Практически половина ответивших не поддерживают феминизм как общественное движение, направленное на достижение равенства полов в различных сферах общественной жизни (55%)», — пишут авторы исследования о семье и родительстве, опубликованного в «СоциоДиггере», Жанна Чернова, доктор соц. наук, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН, доцент факультета свободных искусств и наук СПбГУ, и Лариса Шпаковская, кандидат соц. наук, старший научный сотрудник Социологического института РАН.
Впрочем, эффект «повышенного спроса» при одобряемом принципе равноправия, как мы видим, предъявляется и к российским мужчинам: на них возлагают пока еще бо́льшие ожидания по материальному обеспечению семьи, защите семьи. Это ли не зеркальная ситуация жизни в условиях двойной нагрузки?
Консенсус неизбежен
Кандидат психол. наук, доцент кафедры социологии, психологии и истории Государственного университета управления Светлана Гришаева в специальном комментарии для ВЦИОМ отмечает, что несмотря на все трудности, которые испытывают россияне на пути к равноправному устройству жизни, современная российская семья становится центром психологического комфорта, где психоэмоциональная функция доминирует над экономической. Более того, прослеживается тренд не только на равноправие, но и на индивидуализм: семья становится средой, благоприятной для личной реализации мужчины и женщины. А значит, семейный консенсус со временем будет достигнут!
«Мы видим, как кардинально меняется общество — все сферы общественной жизни, институты, отношения, и семья не является исключением. Семья, семейные роли и отношения очень чутко реагируют на изменяющиеся объективные условия среды. Первое, что нужно отметить, — это тренд на все большую индивидуализацию. Современная система воспитания, а также СМИ, интернет-ресурсы, кино и видеоконтент делают все более популярными ценности индивидуализма, такие как личная свобода и самореализация. Поэтому семья тоже начинает рассматриваться не как группа, “ячейка общества”, а в большей степени как продолжение своего “Я”, личностные приоритеты становятся ведущими и, как следствие, создание и сохранение семьи отодвигаются на второй план. Именно это тренд — тренд на индивидуализацию — и приводит, на наш взгляд, к стремлению к равноправию как к возможности самореализации, отстаиванию своего “Я”, — отмечает Гришаева.
По мнению Гришаевой, второй фактор, влияющий на изменение мнения россиян о семье, в том числе о распределении домашних обязанностей, — это изменение собственно технологии ведения семейного хозяйства: многие бытовые обязанности теперь могут выполняться с использованием различных технических приспособлений, а это уже больше мужская прерогатива. «Действительно, разбираться в технике, управлять ей — это уже не чисто “женская” работа, а скорее мужская. Кроме того, материальное обеспечение семьи в гораздо меньшей степени связано с физической работой, поэтому логично, что формирование равноправия в сфере труда постепенно приводит к равноправию и распределению домашних обязанностей: женщины, работая не меньше мужчин и обеспечивая на таких же условиях доход семьи, рассчитывают на помощь своих мужчин в домашней деятельности», — подчеркивает эксперт.
Семья становится местом психологического комфорта: доминировавшая ранее экономическая функция семьи (одинокому человеку сложно выжить) сменяется психоэмоциональной функцией, в рамках которой человек ищет единомышленника, собеседника, родственную душу. Светлана Гришаева подытоживает: «Такие ожидания редко предполагают жесткую иерархию, строгое гендерное распределение ролей, скорее наоборот: равноправное распределение ролей и обязанностей, в результате которого каждый делает то, что у него лучше получается. Общество менялось, меняется и будет меняться, а вслед за этим будет меняться и семья как один из важнейших ее институтов».