МОСКВА, 14 ноября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса, приуроченного ко Дню социолога в России.
Интерес к опросам был, есть… и будет? |
14 ноября свой профессиональный праздник в 30-й раз отмечают российские социологи — специалисты, помогающие приблизиться к пониманию сложных социальных явлений, общественных настроений, взглядов, предпочтений и увлечений граждан. Другими словами, социологи — те, благодаря кому мы узнаем, чем «дышит» и живет наше общество. Одним из инструментов постижения социальной реальности для них служат опросы общественного мнения, результаты которых учитываются при принятии государственных и управленческих решений.
Согласно результатам мониторингового исследования ВЦИОМ, большинство россиян склоняются к мнению, что массовые опросы нужны (69-91%). Судя по динамике ответов, так было, есть и, вероятно, будет в дальнейшем, правда, меняется степень убежденности. Вплоть до 2013 г. среди россиян превалировала доля «умеренных» сторонников опросов общественного мнения («скорее нужны»), впоследствии (за некоторым исключением) эстафету переняли «безусловные» сторонники («безусловно нужны»). На сегодняшний день суммарно восемь из десяти наших сограждан в той или иной степени отмечают важность опросов общественного мнения (83%), в том числе 45% заявили об этом с полной уверенностью. Пик востребованности этого инструмента пришелся на 2018 и 2022 гг., тогда девять из десяти наших сограждан говорили о его нужности (по 91%), а расчетный индекс интереса к социологическим опросам*, рассчитанный на основе полученных ответов, составлял 66 и 67 п. соответственно. В текущем замере показатель приблизился к значениям 2021 г., составив 56 п. из максимально возможных 100. Из диаграммы ниже видно, что некоторый скептицизм в отношении опросов общественного мнения — недолговечное явление, которое осталось в прошлом (спад индекса приходится на «пятилетку» с 2008 по 2013 г.). С 2015 г. расчетный индекс интереса к социологическим опросам лишь однажды опустился ниже отметки в 50 п.
Россияне из года в год демонстрируют высокую степень единодушия по этому вопросу. О нужности проведения опросов общественного мнения почти одинаково часто говорят:
- мужчины и женщины (84% и 83% соответственно);
- аудитория с высшим и средним образованием (82-86%);
- высоко- и среднедоходные группы (85% и 88% соответственно);
- работники бюджетных и коммерческих учреждений (83% и 86% соответственно);
- жители мегаполисов (обе столицы и города-миллионники — по 85%) и сельской местности (81%).
Доверие соцопросам: аргументы за и против |
В объективность социологических опросов россияне верят менее охотно, чем в их нужность: в ходе ноябрьского замера семь из десяти опрошенных ответили, что опросы в той или иной степени отражают действительные мнения граждан (69%). В отличие от прошлого вопроса, на протяжении всего периода наблюдений мы имеем дело с умеренными оценками («скорее отражают») — сегодня таковых насчитывается 53%; доля оптимистов, уверенных в том, что опросы являются зеркальным отражением общественного мнения («безусловно отражают»), заметно скромнее — 16%, с начала мониторинга показатель лишь дважды «перешагивал порог» в 20% — в 2005 г. (25%) и десять лет спустя (2015 г. — 29%). Две ключевые причины доверять опросам (вопрос задавался только «доверяющим», доля группы — 69%) — искренность респондентов («что думают, то и говорят» — 22%, «отвечают честно / говорят правду» — 17%) и возможность быть услышанными («власть услышит мнение людей» — 18%). Уверенность в данном инструменте дает и знание процедур проведения опросов (использование результатов в агрегированном виде — 11%, случайный отбор респондентов — 6%, анонимность опроса — 5%).
Сторонников противоположной точки зрения, согласно которой социологические опросы не отражают действительные мнения граждан, насчитывается 23%, в том числе ярых скептиков («безусловно не отражают») — только 7%. В этой группе, напротив, аргументируют свое мнение неискренностью респондентов, в первую очередь вызванную страхом последствий от чрезмерной откровенности («боязнь говорить правду / высказать мнение» — 13%, «не все честно отвечают на вопросы» — 12%, «люди боятся последствий / уголовной ответственности» — 7%). Кто-то не видит в опросах практического смысла («ничего не меняется после опросов» — 13%, «не прислушиваются к народу» — 7%) и опасаются фальсификации, подтасовки результатов («результаты опроса будут фальсифицированы» — 11%, «результаты будут те, которые нужны заказчику» — 8%), реже «недоверчивых» смущают маленькая выборка (7%) и низкая достижимость (6%).
После умеренного двухлетнего роста (2022-2023 гг.) индекс доверия социологическим опросам** вновь пошел на снижение, составив в текущем замере 28 п. из возможных 100. Подобная тенденция (попеременный подъем — спад) наметилась давно, особенно явно колебания индекса доверия заметны после 2015 г. (см. диаграмму ниже).
Примечательно, что с 2005 г. оба расчетных индекса ни разу не опускались ниже нуля, а значит, современное российское общество не сталкивалось ни с серьезным кризисом доверия, ни с дефицитом интереса к социологическим опросам.
Практическая польза, бесполезная мода или инструмент манипуляции? |
Из трех тестируемых тезисов об опросах общественного мнения — об их прикладном характере, о том, что они дань моде или инструмент манипуляции, — наибольшую поддержку набирает первый. Две трети россиян в той или иной степени согласны, что результаты социологических опросов заказчики (политики, предприниматели и др.) используют для повышения эффективности своей деятельности (67%): это максимум за весь период наблюдений; для сравнения, еще четыре года назад эту точку зрения разделяли 60%. Чем выше уровень образования, тем чаще высказывается мнение о практической пользе соцопросов (72% согласных в группе высшего образования vs. 63-64% в группе со средним образованием). Еще 23% не согласны, что соцопросы являются инструментом для повышения эффективности деятельности политиков, предпринимателей.
Об использовании результатов соцопросов для манипуляции общественным мнением россияне, напротив, говорят реже, чем когда-либо. Каждый второй верит, что результаты часто фабрикуются и публикуются в СМИ, чтобы влиять на людей, склонять их к определенному поведению (49%), в прошлые замеры с этим суждением соглашались чуть больше половины опрошенных— 53-59%. Впрочем, пока сторонников этого мнения по-прежнему больше, чем противников (49% vs. 41%).
С чем россияне скорее не согласны, так это с бесполезностью опросов — шесть из десяти опрошенных не поддерживают тезис «опросы общественного мнения не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания и вся эта деятельность является просто модой» (59%). Согласились с этим только 35%, десять лет назад — 41%, а пять лет назад это мнение вовсе было доминирующим — 54%.
Доверие социологам: аргументы за и против |
Выбиться в хорошисты, не говоря уже об отличниках, социологам по-прежнему не удается: доверие к ним россияне стабильно оценивают в среднем «на тройку с плюсом» — 3,5 балла из максимально возможных пяти. Доверие социологам (вопрос о причинах доверия задавался только доверяющим, доля группы — 48%) зиждется на одобрении их деятельности («выполняют свою работу / делают всё правильно / хорошо работают» — 11%), их профессиональных и личностных качествах («умные / образованные / компетентные» — 11%), общественной пользе результатов их труда («узнаем мнение людей / важно знать мнение людей» — 10%, «благие цели / приносят пользу / нужная профессия» — 8%). Образ рассматриваемой профессиональной группы в глазах скептиков (тех, кто не доверяет социологам, таковых насчитывается 39%) разительно отличается. По их мнению, социологи не заслуживают доверия, так как они искажают результаты опросов и манипулируют общественным мнением (21%), действуют в интересах каких-либо групп (начальства/правительства и др.) (11%) и не приносят пользы (10%). Еще один заслуживающий внимания аргумент в этой группе — дефицит открытости работы социологов и, как следствие, — понимания специфики их деятельности (10%).
* Индекс интереса к социологическим опросам показывает, насколько россиянам интересны социологические опросы. Чем выше значение индекса, тем выше интерес к опросам. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, а в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, нужны» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее нужны» — коэффициент 0,5, ответу «скорее не нужны» — коэффициент −0,5, ответу «безусловно, не нужны» — коэффициент −1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от −100 до 100.
** Индекс доверия социологическим опросам показывает, как россияне оценивают точность отражения соцопросами общественного мнения. Чем выше значение индекса, тем выше уверенность в объективности опросов. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?» путем суммирования ответов. При этом ответу «безусловно, отражают» присваивается коэффициент 1, ответу «скорее отражают» — коэффициент 0,5, ответу «скорее не отражают» — коэффициент −0,5, ответу «безусловно, не отражают» — коэффициент −1. Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от −100 до 100.
*** До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.