Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Экономика
Фото: из личного архива эксперта

Русское богатство

Финансовых оптимистов — тех, кто ожидает, что в ближайший год их материальное положение улучшится, — за последние 10 лет стало почти в два раза больше: в 2014 году только 15% ожидали роста доходов, сегодня же, по данным ВЦИОМ, 28% наших сограждан с надеждой смотрят в свое финансовое будущее. На этом фоне растет и уровень притязаний россиян, но денег для сохранения привычного уровня жизни уходит все больше. Кто из наших сограждан ощущает себя богатым и как россияне ставят себе финансовые цели — в комментарии Николая Кузнецова, доктора экономических наук, доцента кафедры «Финансы и кредит» Института экономики и финансов ГУУ.

Богатство как самоощущение

«Опросы о богатстве, пожалуй, самые неоднозначные. Хотя бы потому, что вместо формальных измерителей они предполагают обращение к чувствам.

В исследовании, проведенном корпорацией Шваб (Charles Schwab)[1] летом 2023 года, 7 из 10 американцев (70%) говорили, что для того, чтобы считать себя богатыми, им достаточно просто не иметь стресса из-за денег, а почти две трети (62%) заявили, что большему количеству денег предпочитают возможность больше времени проводить с близкими. Иначе говоря, мы богаты настолько, насколько ощущаем себя богатыми. Однако подобные опросы дают нам и пищу для размышлений. Характеризуя самоощущение человека, они показывают реальную картину общественных настроений, которая порой парадоксально расходится с сухими числами экономической статистики.

Начать следует, пожалуй, с ожиданий людей от будущего года.

На вопрос «как изменится материальное положение Вашей семьи в ближайший год?» 43% россиян заявили, что оно останется неизменным. 28% ожидают его улучшения. Еще 5% затруднились с ответом. Таким образом, практически три четверти наших сограждан предполагают, что с текущем году как минимум смогут сохранить свой прежний уровень жизни. В сложившихся условиях это довольно хороший показатель общественного оптимизма.

Интересно, что оптимизм проявляет преимущественно молодежь (от 18 до 34 лет), тогда как старшее поколение (45 лет и старше) — скорее пессимисты. Говорят, что «пессимист — это хорошо информированный оптимист». Формирует ли старшее поколение свое видение будущего, находясь под гнетом негативного опыта или это «молодости свойственна наивность»? Покажет самое ближайшее время. Лично я тоже отношу себя к оптимистам.

Равняться на социальный круг

Исследование подтвердило также известную тенденцию — большинство людей при постановке финансовых целей ориентируется на свой социальный круг.

«Жить не хуже, чем другие» — эти слова, пожалуй, можно считать девизом нескольких поколений (возраст от 35 лет и старше). И хотя в этом году доля выбравших этот ответ минимальна за последние 25 лет (41%), снижение было достигнуто не путем изменения настроения старшего поколения, а в основном за счет молодежи (от 18 до 34 лет). Именно молодежь выбирает «жить лучше, чем большинство» в России (39%), или даже чем в Западной Европе и США (13–14%).

Осмелюсь предположить, что определенное влияние оказывают социальные сети, которые весьма широко и эффективно транслируют в массы идеи успеха и богатства. И хотя уж сколько раз твердили миру, что эти изображения поверхностны и не всегда честны, но все же они не перестают возбуждать чувство зависти и мысль, что раз кто-то смог, то, значит, смогу и я. В упомянутом исследовании корпорации Шваб более половины (51%) представителей поколения миллениалов признавались, что на их взгляды на богатство повлияли публикации других людей в социальных сетях.

В общем-то, нужно сказать, финансовые амбиции — это совсем неплохо. Пока они находятся в разумных пределах и не совсем уж оторваны от реальности, конечно же.

Для привычной жизни нужно в три раза больше денег

Ответ на вопрос о минимальной сумме сбережений показывает грустную тенденцию.

Во-первых, за 10 лет эта величина выросла почти в 3,5 раза (со 143 тысяч рублей до 499 тысяч рублей). Это косвенно свидетельствует о росте стоимости жизни, размере так называемой воспринимаемой инфляции, то есть инфляции, отражающей рост цен на товары и услуги, которыми пользуется конкретный человек. В то время как Росстат рапортует нам об официальной накопленной инфляции за этот период 99,5%, человек видит, что для сохранения привычного ему уровня потребления денег стало нужно не в 2, а аж в 3,5 раза больше.

Во-вторых, интересно обратить внимание на отличие среднего и медианного значений, притом что в качестве среднего брался его вариант, очищенный от самых больших и самых низких значений (так называемое усеченное среднее). И вот это усеченное среднее оказалось на целых 66% больше медианы (499 тысяч рублей против 300 тысяч рублей). Это говорит о сильной асимметричности (неравномерности) распределения доходов в обществе, то есть малое количество людей получает много денег, тогда как основная масса вынуждена довольствоваться гораздо меньшими суммами. В 2013 году это превышение составляло чуть более 43%, а значит, экономическое неравенство за последние 10 лет усилилось минимум в полтора раза. И если до определенного момента неравенство доходов может служить стимулом, побуждающим человека к развитию, то при слишком большом расслоении общества оно скорее приводит к социальному недовольству и общественной дестабилизации, препятствует экономическому росту».


[1] https://www.businesswire.com/news/home/20230613313611/en/Schwab%e2%80%99s-Modern-Wealth-Survey-Reveals-Nearly-Half-of-Americans-Feel-Wealthy%e2%80%a6But-With-a-Twist-They-Don%e2%80%99t-Measure-It-in-Dollars-Cents?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=newsletter_axiospm&stream=top

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07