Сортировка бытового мусора, уборка в ближайшем парке и бережное потребление воды — каждый по-разному видит экологически правильное поведение. В последние два года экологическая активность россиян немного снизилась: по данным недавнего опроса ВЦИОМ, 52% наших сограждан предпринимают меры, направленные на снижение остроты экологических проблем, тогда как в 2021 году эта доля была больше — 58%. 41% опрошенных сказали, что не делают ничего полезного в этом направлении. На первый взгляд ситуация выглядит отнюдь не радужно. Впрочем, участники дискуссии ВЦИОМ, посвященной Дню эколога, уверены: все не так печально.
Еще пару десятков лет назад подавляющее большинство наших соотечественников не задумывалось, что экологические проблемы находятся в корреляции с нашими ежедневными бытовыми привычками и каждый человек может вносить свой вклад в снижение остроты этих проблем. Сегодня же постепенно у большого числа жителей страны формируются паттерны экологического поведения, и этот тренд нужно лишь стимулировать. Делать это можно самыми разными способами: предоставлять экоактивистам льготы, выплачивать финансовое вознаграждение, привлекать людей к участию в интересных тематических мероприятиях или находить путь к семейному сознанию через просветительскую работу с детьми.
Как должен проходить процесс формирования всероссийской экологической привычки, какие меры могут стимулировать граждан проложить свой жизненной путь по экологической тропе — в мнениях экспертов.
Льготы, скидки и дополнительные выходные
Андрей Даудрих, руководитель Департамента социальных исследований ВЦИОМ
«Если говорить о мерах вовлечения в экологические практики, то в ходе нашего исследования мы задавали респондентам вопрос: “Как Вы считаете, какие способы поощрения помогут стимулировать людей таких, как Вы, заниматься экологической деятельностью?”. Это был закрытый вопрос, можно было выбрать несколько вариантов ответов. 63% назвали меры, которые способны стимулировать их экологическую активность, это уже хорошо: значит, люди в целом готовы задумываться на эту тему, так что нам есть с чем работать. Мы видим, что в ответах с большим отрывом лидируют такие варианты, как льготы на ЖКХ и на проезд в транспорте, — 45% респондентов выбрали такой вариант. В тройку самых популярных ответов также вошли скидки на посещение культурно-досуговых мероприятий — около 21%, дополнительные выходные дни на работе — 18%. В целом в топе находятся материальные поощрения, пусть и не денежные. Далее с большим отрывом следуют благодарственные письма, дипломы — 9%, сувенирная история — 7%. Небольшая доля респондентов — 4% — отметили важность финансового поощрения другой направленности. При этом 22% уверены, что поощрения не помогут стимулировать людей, такое мнение тоже есть. Затруднились с ответом 15%. При этом налицо возрастная специфика. По первому пункту — льготы на ЖКХ и проезд на транспорте — мы видим преимущественно молодую аудиторию 18–24-летних: целых 57% сказали, что для них это было бы стимулом. Представители среднего возраста — 35–44 лет — также выбирали данный пункт. Скидки и дополнительные выходные дни тоже привлекательны для россиян 18–24 лет (36% среди давших такой ответ). Мы видим, что молодежь можно стимулировать такими относительно простыми и понятными всем методами экологического просвещения и вовлечения.
Какие именно действия предпринимают россияне для сбережения природы? Этот вопрос мы задавали респондентам в 2021 году. Большая часть ответов — 38% — приходилась на такие варианты, как уборка мусора за собой, очищение рек, пляжей, мест отдыха, лесов. 31% в 2021 году нам говорили, что сортируют мусор, 19% отмечали высадку деревьев, цветов и озеленение. 16% сказали, что не мусорят, не кидают мусор где попало. Таким два года назад было распределение экологических активностей».
Пример самостоятельных гражданских экологических инициатив
Наталья Беляева, председатель Комиссии по экологии Совета ТПП РФ по экономике замкнутого цикла
«Меня удивляют данные, согласно которым наблюдается некий спад экологической активности россиян. Напротив, в последние годы наблюдаю некий триумвират власти, бизнеса и населения. Возможно, показатели экологической активности россиян пока не достигли колоссальных высот, но по сравнению с тем, что я наблюдала десять лет назад, могу с уверенностью сказать: множество россиян от простых рассуждений перешли к конкретным действиям. Люди начинают самостоятельно организовывать экологические инициативы, привлекая общественные организации и местные неравнодушные органы власти. Такие точки активности стали появляться не только на центральной части карты нашей страны, но и в отдаленных регионах, — это важнейший тренд, который мы наблюдаем. Как правило, это не одноразовые акции, когда люди вышли, подержались за лопату, сделали селфи и разошлись, а вполне осознанная поведенческая модель. В небольших городах такие события, мероприятия, даже если они не очень массовые, особенно заметны.
Например, в Сыктывкаре жители одного подъезда самостоятельно организовали условия для разделения фракций бытового мусора, потом нашли сами профильную компанию и развили вполне стабильные, пусть и небольшие, поставки вторичного сырья.
Не очень верю в эффективность финансовых стимулов в этом вопросе. То же самое касается и ограничительных мер — методом кнута, конечно, можно развить у людей определенные привычки, но лучше все же ориентироваться на положительные коннотации. Я больше верю в моральные стимулы, когда люди видят рядом с собой пример ответственного экологического поведения и хотят перенять эту позитивную энергетику, положительный жизненный опыт. Кроме того, важна информационная подпитка этой темы.
Также важно усилить коммуникацию между разными органами власти по этой теме, включить их в эту работу. Пока не налажены взаимосвязи по этим вопросам в муниципалитетах, жилкомсервисах, в том числе поэтому процессы могут буксовать».
Вовлечь людей помогут интересные экологические акции
Илья Разбаш, лидер акции «Вода России» и директор ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса» («Центр развития ВХК»)
«Думаю, пройдет еще немного времени, и у населения начнут формироваться уже более устойчивые экологические привычки. Сейчас пока еще людям не хватает навыков — например, по тому же раздельному сбору мусора. При этом интересные экологические акции могут вовлекать людей в эту тематику.
На акциях по уборке берегов водоемов от мусора «Вода России» мы учим разделять отходы на пластик, стекло, металл и остальные отходы, даже иногда устанавливаем и лавочки из переработанного пластика, собранного нашими же волонтерами.
Кроме того, мы сотрудничаем с образовательными учреждениями. Более 30 тысяч учителей по всей стране регулярно проводят экоуроки. Также в контексте ЖКХ-направления мы сотрудничаем с АСИ, вот недавно отрабатывали историю, где ты собираешь пластик или стекло в домашних условиях, потом несешь его в соответствующий контейнер, где получаешь QR-код. Потом региональный оператор за каждый из этих пакетов присылает небольшие деньги. В итоге сейчас, по оценкам организаторов (проект «Рябина». — Прим. ред.), с помощью сортировки мусора можно компенсировать вплоть до 100% платежа за вывоз мусора.
Важна поддержка эковолонтерства и признание заслуг активистов
Юлия Тоцкая, шеф-редактор платформы ECOWIKI.RU, Межрегиональная экологическая общественная организация «ЭКА»
«Перед нами стоит глобальная, но вполне достижимая цель — сформировать экологически ответственное поведение как минимум у 20 миллионов россиян. Что касается мотивации, мне кажется, хорошо могут работать небанальные, интересные методы. Мы стараемся помогать эковолонтерам и экоактивистам, в том числе поддерживать их инфраструктурно. Например, сейчас у нас проводится конкурс “Зов природы”, где формируется денежный призовой фонд, который эковолонтеры и активисты из разных регионов России, проведя уборку, могут потратить на то, чтобы как-то улучшить собственную инфраструктуру. Это люди, которые уже проводят акции, но дополнительной мотивацией мы проводим такие конкурсы. Еще одна мотивация — это шанс построить карьеру мечты. Почему нет? Например, если эковолонтер или экоактивист хорошо себя проявил, мы с радостью примем его в команду движения «ЭКА». Но все же главное в деятельности волонтера — это признание его труда, заслуг. Как раз этого признания зачастую не хватает, поэтому мы учредили экологическую премию «Экопозитив». Ежегодно мы отмечаем заслуги эковолонтеров и организаций, которые вносят вклад в сохранение окружающей среды. В прошлом году к нам приезжали 370 человек из разных регионов России. Целый день они провели вместе, мы успели обсудить все проблемы и посетить церемонию награждения. Зачастую эковолонтеры работают в разных уголках, такие мероприятия дают им возможность собраться, и это очень-очень ценно».
Дети — лучшие амбассадоры экологической повестки
Андрей Даудрих:
«Так или иначе экологическая тематика уже вошла в нашу повседневную жизнь. Например, детям в детском саду устраивают регулярные образовательные экологические акции. “Добрые крышечки”, сбор батареек, экономный расход воды — это очень простые темы, но какой колоссальный эффект оказывают подобные инициативы! Дети проникаются этой темой и начинают влиять на нас, взрослых. Мы понимаем: самое главное — сделать первый шаг, а далее экологически осознанное поведение уже войдет в привычку. И фраза “не пеняй на всех, начни с себя” — наверное, главное, о чем мы должны задумываться в контексте экологической повестки».
Юлия Тоцкая:
«Действительно, у нас есть такие примеры, когда педагог провел для детей экологический урок, ребята пришли домой и начали учить родителей. Родители, возможно, и не собирались делать эти шаги, но не могут отказать ребенку и постепенно сами вовлекаются в повестку».