Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Информационные технологии
Фото: Рефейс Технолоджис/ИИ/ТАСС

Пришелец из будущего: как будут складываться взаимоотношения человека и ИИ?

Как давно вы прокладывали автомобильный маршрут по бумажной карте или смотрели температуру на улице по заоконному термометру? Такой же безвозвратно ушедшей архаикой уже скоро покажется нам быт без искусственного интеллекта. Технологии ИИ проникают во все сферы жизни и уже постепенно формируют потребительские привычки, — констатировали эксперты Форума инновационных центров, выступившие на сессии «Внедрение ИИ: есть ли границы и нужны ли они?». Об оптимальных методах законодательного и этического регулирования ИИ — в аналитике ВЦИОМ.

«Искусственного интеллекта становится все больше в нашей повседневной жизни, — констатирует директор Департамента социальных исследований и консалтинга ВЦИОМ Андрей Даудрих. — Помимо умных колонок, голосовых помощников и возможности генерировать картинки и тексты, технологии будущего постепенно внедряются в работу медицинских учреждений, где с ними сталкиваются аудитории, прежде не вовлеченные в новую технологичность».

Судя по данным опроса ВЦИОМ, все более частые встречи с машинным разумом не вызывают протеста у россиян. Треть опрошенных видят в этих технологиях помощника или даже «слугу» человека. При этом, как недавно выяснил ВЦИОМ, несмотря на высокие темпы роста информированности, доверие россиян к технологиям искусственного интеллекта пока остается на уровне 2022 года: сегодня им скорее доверяют 52%, или каждый второй, не доверяют — 38%, что на 6 процентных пунктов выше, чем в 2022 году.

Необходима законодательная база

Чем активнее ИИ проявляется в нашей жизни, тем более насущным становится вопрос о необходимости регулирующих инструментов и нормативной базы, которая позволила бы наконец соткать правовую ткань взаимодействия новейших технологий и людей. Пока, как констатируют эксперты, на этом месте зияет пустота, в которой сложно найти ответы на вопросы: какие роли можно доверить машинному разуму, а какие лучше оставить под управлением человека? Кто будет нести ответственность, если интеллектуальная машина в какой-то момент сойдет с ума и натворит дел?

Впрочем, сегодня законодателем прорабатывается нормативная база для регулирования искусственного интеллекта. «Дискуссии уже начаты. Я возглавляю одну из рабочих групп в Государственной Думе, сегодня мы пытаемся нащупать сами формулировки для написания будущих законов», — отметил Андрей Свинцов, заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

По словам эксперта, это абсолютно новая эра в законодательном процессе: ранее в этой области не было написано законов, регулирующих отношения науки и человека. «Нам действительно сложно подобрать юридические термины, чтобы начать регулирование. То, что сейчас, наверное, первое, к чему мы можем подойти, на чем будет сломано огромное количество копий, — это интеллектуальное право. Искусственный интеллект очень активно используется креативными индустриями. Со временем те компании, которые владеют программами искусственного интеллекта, по большому счету могут предъявить права на произведения, созданные с помощью этих технологий», — прогнозирует Свинцов.

Проблема актуальна и в своем обратном действии: правовой статус материалов, которые содержатся в интернете и которые использует нейросеть, тоже никак не определен в новом контексте взаимодействия. «Действительно, а кто дал право тем компаниям, которые разрабатывают системы искусственного интеллекта, пользоваться всем, что создал человек? Юридически никто не давал. А ведь та информация, которая находится в интернете, кому-то принадлежит. И фактически компании, использующие свой искусственный интеллект, бесплатно обучили свои системы на чьих-то данных», — констатирует представитель Госдумы.

Учесть риски и этические принципы

Не менее важный вопрос — безопасность использования технологий ИИ и ответственность за возможные происшествия. «Все мы видели, как на ПМЭФ запустили четыре грузовика «КАМАЗ» с искусственным интеллектом, которые беспилотно доехали от Петербурга до Москвы. Они ориентировались по классической модели — это лидары (лазерные локаторы — прим. ред.), камеры, разметка и GSM, это набор известных элементов. Новость только в том, что искусственный интеллект следил за трафиком на дороге и помогал принимать решения. Вопрос: в случае, если такая огромная фура раздавит легковушку, погибнут люди, кто будет нести ответственность? Компьютер посадим? Наручники на него наденем? Это следующий этап взаимоотношений с искусственным интеллектом, который в Государственной Думе будет обсуждаться», — резюмировал Свинцов.

Впрочем, риски внедрения искусственного интеллекта не повод отвергать инновации и вводить чересчур жесткое регулирование, уверены эксперты. «Появятся фреймворки безопасности, которые будут оберегать прежде всего человеческую жизнь. Это вопрос времени: этим просто надо заниматься, над этим нужно работать. Я против жесткого регулирования искусственного интеллекта: те страны, которые вводили жесткое регулирование, откатывались назад в развитии технологий. Мы видим, что в Европе сейчас практически нет искусственного интеллекта, большие языковые модели там не создаются и не развиваются, потому что ученые и истеблишмент выступают за строгие меры», — уверен Сергей Вотяков, GR-директор в PIX Robotics, председатель комитета по ИИ в РУССОФТе.

Зампред Комитета Госдумы выразил уверенность, что после проработки и принятия разрабатываемых законопроектов общество получит базовые правила совместного сосуществования с новейшими технологиями.

Нормативная база технологий будущего должна не просто создать понятийный аппарат и предусмотреть гарантии безопасного использования ИИ — законы должны базироваться на этических принципах применения ИИ.

«Искусственный интеллект так или иначе обучен на общественном сознании, которое является в целом достоянием всего человечества. По сути, это всего лишь способ обработки общественного сознания в какой-то зоне и выдача результатов. Любое регулирование в конечном счете представляет чьи-то интересы. И здесь надо очень хорошо понимать, чьи конкретно интересы оно будет представлять у нас в стране. Мы можем просто лозунгами сказать, что так нельзя, а можем это как-то подкрепить той же судебной практикой, и регулирование может быть в том числе от тех людей, которые разрабатывают искусственный интеллект. То есть мы можем ограничивать нашу машину на выдачу некоторых вещей. Должна быть этика разработчиков», — подчеркнул Максим Сячин, руководитель направления развития инноваций IT_One.

Как искусственный интеллект поможет человеку

Владимир Белый, основатель группы компаний в области робототехники и искусственного интеллекта, глава венчурного фонда Alpha Robotics Venture, подтверждает: надо создавать и доктрину по поводу сдерживания/несдерживания, развития и разработки искусственного интеллекта. России такой документ особенно необходим, подчеркивает эксперт, так как в нашей стране успешно создаются свои элементы искусственного интеллекта.

«Мы сейчас находимся на уровне слабого искусственного интеллекта. Мы называем это элементами искусственного интеллекта. Однако совокупность этих элементов дает возможность создавать мощные продукты: они уже применяются в военной сфере, на дорогах, в других областях. Мало того, почти все китайские автомобили готовы для применения элементов искусственного интеллекта, пусть эти функции пока не активированы. Уже готовятся автомобили с 11-ю камерами, с лидарами, с различными элементами сенсорики, которые позволяют автомобилю ездить полностью автономно. Они смогут подъехать к вам, пока вы выходите из дома к порогу, довезти вас потом из точки А в точку Б, даже если вы не имеете водительского удостоверения», — рассказал эксперт о возможностях искусственного разума.

Ключевая инфраструктура для развития элементов ИИ уже создана, подчеркивают эксперты — скорость дальнейшего внедрения будет зависеть от готовности самих индустрий (и тех, кто ими управляет) к этим изменениям.

Управляющий директор Департамента развития искусственного интеллекта и машинного обучения Сбербанка Андрей Очеретный, в свою очередь, привел пример помощи искусственного интеллекта в медицине: в одном из российских городов сервис телемедицины позволил идентифицировать у ребенка редкое заболевание, которое требовало срочного лечения. Своевременная медицинская маршрутизация родителей помогла спасти жизнь маленькому пациенту.

«История произошла в прошлом году в одном из российских городов. Клиентка пришла в отделение Сбера в смятенном состоянии, хотела снять деньги. Оператор заметила, что она взволнована. Выяснилось: ребенок женщины болеет уже не первый день, высокая температура, врачи не знают, что делать. В итоге сотрудники предложили воспользоваться услугами медицинской компании «СберЗдоровье». Врач в рамках онлайн-консультации собрал анамнез и внес данные результатов анализов, а ИИ обратил его внимание на подозрение на синдром Кавасаки, с которым в итоге врач согласился. Девочку срочно перевезли в Москву, где был подтвержден диагноз и проведена операция. Таким образом, мы видим, что искусственный интеллект — эффективный помощник врача. В своей работе я тоже использую возможности ИИ для того, чтобы быстро собирать, например, аналитику и адаптировать эти данные под свои задачи», — рассказал Очеретный.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07