МОСКВА, 03 декабря 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян об искусственном интеллекте, проведенного к Форуму инновационных центров ФИЦ-2024.
Уже не в диковинку! |
Искусственный интеллект (ИИ) стремительно становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Его популярность обусловлена широким спектром применения — от умных помощников и чат-ботов до сложных аналитических систем в бизнесе, медицине и образовании. Еще три года назад лишь треть россиян могли объяснить, что такое искусственный интеллект, а сегодня шесть из десяти (63%) уже применяют эти технологии в своей жизни.
Чем моложе россияне, тем активнее они пользуются ИИ: среди самых технологически продвинутых поколений (зумеры и младшие миллениалы) показатель достигает 86-87%. Это в разы выше в сравнении со старшими поколениями, но даже там числа впечатляющие: четверо из десяти в поколении застоя (42%) и почти каждый четвертый в поколении оттепели (23%) обращались к ИИ за последний год. Обращаемость к ИИ связана также с уровнем образования (74% в группе с незаконченным высшим и высшим vs. 42% в группе с неполным средним), урбанизированностью (69-77% в обеих столицах и миллионниках vs. 49% на селе) и предпочитаемым каналом медиапотребления (80% среди предпочитающих интернет vs. 13% среди активных телезрителей).
Наиболее популярными способами взаимодействия с ИИ у россиян стали голосовые помощники и текстовые запросы с помощью чатов GPT или нейросетей (по 31%). Причем женщины чаще мужчин пользуются голосовыми помощниками (35% vs. 28%). Каждый пятый (21%) имеет опыт обращения к чат-боту, почти столько же (19%) применяли систему распознавания объектов, поиска по фотографиям. Среди других ответов — генерация контента (14%), использование системы «умный дом» (13%), применение ИИ в работе (12%).
Каждый третий россиянин (33%) в течение последнего года не делал ничего из перечисленного (среди зумеров и младших миллениалов — 12-14%, в поколении оттепели — 70%).
Так как молодежь в принципе чаще пользуется ИИ, она чаще выбирала и все перечисленные варианты, но особенно часто зумеры и младшие миллениалы практикуют генерацию контента (31-37% vs. 14% среди всех россиян), использование «умного дома» (22-25% vs. 13%) и применение ИИ в работе (26-28% vs. 12%).
В целом результаты использования ИИ указывают на расширение его влияния на российское общество, особенно среди молодежи и образованных горожан. А наличие различных способов взаимодействия с ИИ — от голосовых помощников до генерации контента и решения рабочих задач — показывает, что россияне активно исследуют и используют разнообразные функции, которые предоставляют такие технологии.
И не друг, и не враг, а… помощник? |
Большая часть россиян воспринимают ИИ позитивно, прежде всего как помощника (54%). То есть к технологиям ИИ относятся скорее как к инструменту, способному облегчить повседневные задачи. Среди других предложенных ролей ИИ 12% голосов получает «игрушка», а значит, часть населения относится к таким технологиям с элементом легкости и развлечений.
Тот факт, что противоположные роли выбирали одинаково часто (друг и враг — по 10%, конкурент и эксперт — по 7%, слуга и сверхразум — по 6%), указывает на элемент неопределенности и противоречивости в восприятии технологий ИИ. Пока одни видят в нем друга, эксперта и сверхразум, для других он таит потенциальную угрозу. Представители старших поколений (застоя и оттепели), те, кто реже других обращается к ИИ, довольно часто не могли дать ответ на этот вопрос (20-25%).
Представления о роли ИИ достаточно схожи у россиян из разных поколений, исключение составляют зумеры, для которых в 22% случаев ИИ стал другом. Восприятие ИИ как «друга» свидетельствует о том, что новые технологии могут вызывать эмоциональную привязанность, или о том, что у молодежи формируется свой, особый доверительный способ взаимодействия с технологиями, где ИИ выступает в роли субъекта, а не объекта.
Сначала книги, потом ИИ |
В рейтинге источников, к которым россияне готовы обратиться, чтобы разобраться в новом для них вопросе, ИИ занимает последнее место (5%), уступая даже библиотекам и книгам (6%). А первое место занимает интернет (50%), он обходит даже личные связи — компетентных друзей и знакомых (29%). Из этого можно сделать следующие выводы.
- Во-первых, ИИ пока не воспринимается как надежный источник информации. Тот факт, что и книги, и ИИ находятся в конце списка, не говорит о том, что это «соседство» временное и книги уже утратили свою популярность, а ИИ только ее набирает. Ведь даже среди зумеров в случае необходимости освоить что-то новое большинство обратятся к глобальной сети (57%) или знающим людям (28%), а не к ИИ (7%).
- Во-вторых, интернет сохраняет свои позиции основного и удобного способа поиска информации, тогда как книги и библиотеки (казалось бы, вот он — источник экспертного знания), по-видимому, уже утратили свои позиции.
- В-третьих, культура осознанного поиска информации меньше ценит экспертность в лице живого человека, переходя в систему «человек — интернет» из системы «человек — человек». Единственное поколение, в котором личные связи (42%) значимее интернета (20%), — это поколение оттепели, в поколении застоя оба варианта примерно равнозначны (37-39%), а в более молодых поколениях интернет заметно опережает личные контакты (в 2-2,8 раза).
|
ИИ и образование? Почему бы и нет! |
Россияне в целом лояльно относятся к использованию учащимися инструментов ИИ в учебе (допускают такое 76%), но есть нюанс. Только 7% говорят о допустимости применения ИИ школьниками и студентами без каких-либо ограничений, тогда как 69% уверены, нужно соблюдать определенные правила. Шестая часть опрошенных (18%) оказалась против таких «упражнений».
В большей степени «за» применение ИИ в учебе сами вчерашние студенты и школьники — зумеры и младшие миллениалы: 83-87% в целом допускают такой сценарий, в том числе 14-15% считают, что ограничения вообще не нужны. Несколько чаще против применения ИИ в учебе высказывались старшие миллениалы и реформенное поколение, то есть те, у кого с большой долей вероятности дома есть школьники или студенты (по 21% vs. 13-14% среди зумеров и младших миллениалов). Можно сказать, тема применения ИИ в учебе — это отчасти вопрос «учащихся и родителей».
|
«Мы незаметно подошли к той фазе развития ИИ, когда стало возможным выделять паттерны практического взаимодействия человека и искусственного интеллекта. ИИ в восприятии россиян – больше не монстр из фантастического фильма «Терминатор». Теперь это скорее помощник, которому можно делегировать рутинные задачи.
Наметился путь к все большему взаимодействию и даже взаимопроникновение (!) человека и ИИ. И уже точно можно констатировать явление взаимозависимости, когда ИИ без человека беспомощен, но и человек без ИИ становится все менее конкурентоспособен! Человек снимает с себя ряд задач, передавая их технологиям ИИ, которые в свою очередь становятся все более развитыми, обучаясь на больших массивах данных.
Используя биологическую терминологию, такой тип отношений можно назвать мутуализмом (оба вида - человек и ИИ - получают от взаимодействия очевидную выгоду). Поддерживать подобный баланс, не допуская нежелательных сдвигов в ту или другую сторону, кажется самым перспективным путем к дальнейшей интеграции искусственного и естественного интеллектов для общего блага. Дисбаланс же грозит либо подавлением и порабощением человека, либо остановкой развития технологий ИИ, к которым наш вид уже почувствовал страсть и вкус».
«Если на заре широкого использования населением технологий ИИ акцент делался преимущественно на развлечение (например, генерация простых изображений, наложение фильтров на фото, попытки пообщаться с диалоговой нейросетью по отвлеченным вопросам), то сейчас на первый план начинает выступать акцент на практичность и функциональность. ИИ уже предстает сегодня скорее как полноценный помощник - или даже партнер - при выполнении рабочих задач пользователей.
Любой пользователь среднего уровня может обучить своего собственного помощника, понимающего личные пристрастия и привычки человека и сферу его занятий. И все это - абсолютно без знания программирования, в формате «No Code». Естественно, такой прорыв означает кратное расширение использования ИИ в повседневной работе и жизни все большего числа людей. Но пока мы не видим, чтобы такое расширение действительно произошло. Возможности растут, но пользуются ими далеко не так широко, как могли бы. Почему это так - вопрос для дальнейших исследований».