Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Бизнес
Фото: Сергей Котенев/Создано ИИ/ТАСС

Поддержка малого и среднего бизнеса: на какую помощь может рассчитывать предприниматель?

Множество общественных объединений и государственных структур сегодня стремятся поддержать владельцев малого и среднего бизнеса. Какие возможности существуют для поддержки МСП в России? В какие ведомства предприниматели могут обращаться, чтобы получить помощь? Ответы на эти вопрос эксперты искали в ходе совместного круглого стола ВЦИОМ и Ассоциации «Бизнес Леди».

Чем помочь предпринимателю: открытие и продвижение бизнеса, поиск кадров

Внешние вызовы и текущие векторы стабилизации российской экономики определили новые стратегии работы бизнеса, в том числе малых и средних предприятий. Как отметили в ходе дискуссии эксперты, наиболее ярко сегодня проявляется тренд на сбережение: ресурсов и клиентов, кадров и общей устойчивости бизнеса. В этой связи особое значение получают государственные меры поддержки, как финансовые, так и нефинансовые: бесплатные консультации и содействие в поиске персонала, помощь во взаимодействии с государственными органами, содействие в оформлении разрешительной документации. Такие меры позволяют собственнику бизнеса снять с себя немалую нагрузку, а его предприятию — избежать ненужных расходов.

Сегодня помощь малым и средним предпринимателям оказывает сразу несколько организаций. Так, представители московского сектора МСП могут получить помощь в ГБУ «Малый бизнес Москвы».

Вместе с тем проведенное недавно исследование ВЦИОМ позволило уточнить наиболее востребованные и актуальные меры поддержки, ключевые запросы. Как оказалось, в первую очередь волнуют вопросы организации работы бизнеса: бухгалтерия и налоговый учет, юридические аспекты, такие как порядок заключения договоров, получение электронной цифровой подписи.

«Второй по популярности запрос предпринимателей касается маркетинга — как и где искать клиентов, как продвигать свой продукт, как коммуницировать со своей целевой аудиторий (продвигать сайт, работать с негативными отзывами клиентов). Третья группа запросов — про стратегию развития бизнеса. Причем для начинающих предпринимателей эта стратегия связана скорее с поиском своей ниши, уникального торгового предложения (УТП), отстройки от конкурентов, а для действующих — с масштабированием бизнеса: поиском партнеров, выходом на новые рынки. Четвертая группа — вопросы поиска и удержания кадров. Интересно, что в кадровых вопросах мнение предпринимателей — как начинающих, так и опытных, — едино: не хватает как квалифицированных, так и ответственных сотрудников, которые настроены на долгосрочную работу в компании и не уйдут при первых трудностях или при получении более привлекательного предложения от более крупных рыночных игроков, компаний-экосистем», — отметила руководитель проектов Департамента социальных исследований и консалтинга ВЦИОМ Анна Жирикова.

По словам Анны Жириковой, предприниматели традиционно проявляют интерес к финансовым мерам господдержки — объемам финансирования, условиям его предоставления, особое внимание обращают на отчетность.

В свою очередь, Александра Закирова, основатель и генеральный директор Ассоциации женщин-предпринимателей «Бизнес Леди», прокомментировала:

«В условиях текущих экономических вызовов малый и средний бизнес нуждается в поддержке как никогда. Мы наблюдаем, что многие предприниматели сталкиваются с проблемами в организации работы, поиске клиентов и удержании кадров. Важно, чтобы государственные меры поддержки были не только финансовыми, но и включали в себя консультационные услуги, помощь в юридических вопросах и содействие в маркетинге.

Пример одной из востребованных мер поддержки — бесплатная публикация сообщений о вакансиях на сервисах по поиску работы. Девушки, которые от нашей ассоциации обращались в центр „Мой бизнес“, воспользовались такими мерами поддержки, как размещение вакансий на „Авито Работа“ и „HH.ru“, которые сейчас предоставляет центр „Мой бизнес“.

Мы также видим растущий интерес к вопросам стратегического развития бизнеса. Начинающие предприниматели ищут свои ниши и уникальные торговые предложения, в то время как более опытные стремятся к масштабированию и выходу на новые рынки.

Актуальной остается кадровая проблема. Недостаток квалифицированных специалистов и высокая текучесть кадров — это те вызовы, с которыми сталкиваются многие компании. Поэтому важно создавать условия для долгосрочного сотрудничества с работниками, предлагая им не только конкурентоспособные условия труда, но и возможности для профессионального роста.

Наша Ассоциация продолжает работать над тем, чтобы предоставить ее членам необходимые ресурсы и поддержку, а также активно взаимодействует с государственными органами для улучшения условий ведения бизнеса в стране».

Нефинансовые меры поддержки малого и среднего бизнеса

ГБУ «Малый бизнес Москвы» ежегодно проводит более 100 тысяч консультаций с бизнесменами и теми, кто только планирует открыть свое дело. «Нам звонят, пишут, приходят к нам. Для всех социальных групп и владельцев всех типов бизнеса есть свой канал входа. Можно написать в социальные сети, можно оставить запрос на консультацию, и вам перезвонят. Кроме того, точки присутствия ГБУ есть практически в каждом районе Москвы», — пояснил заместитель генерального директора ГБУ «Малый бизнес Москвы» Дмитрий Герасимов.

По словам Герасимова, собственники бизнеса часто обращаются с кейсовыми ситуациями. «Бизнесмен прямо говорит: „Вот тут случилась у меня одна ситуация, потом на нее наложилась вторая, потом третья…“ Мы с этим разбираемся с точки зрения различных аспектов законодательства и возвращаемся с ответом. Иногда, чтобы ответить просто „да“ или „нет“, требуется очень серьезная проработка вопроса несколькими экспертами. Такая команда у нас есть, у нас достаточно серьезная система консалтинга», — пояснил Герасимов.

Как отметил эксперт, в ГБУ также действуют профильные консультации по вопросам открытия и ведения бизнеса, применения налогового законодательства, даже закрытия бизнеса. Кроме того, в организации есть сервис адресного подбора финансовой поддержки, а начинающие предприниматели могут получить бизнес-боксы с комплексом базовых мер поддержки — приятная аналогия с комплектом для новорожденных, который получают московские родители.

Следующая важная мера — цифровая платформа «Корпорация „МСП“». Как отметили эксперты, платформа, кроме стандартных мер поддержки, также имеет SOS-сервис для предпринимателей: бизнесмен может обратиться с любой возникшей проблемой и получить ответ максимально быстро.

«На платформе мы собрали всевозможные бесплатные сервисы для предпринимателей. У нас есть и совместный сервис с ФНС по проверке контрагентов, бесплатные конструкторы документов, различные обучающие программы. Также собраны все самые популярные региональные меры поддержки, которые есть в субъектах, и федеральные программы. Сервис сам подбирает подходящие меры поддержки согласно профилю работы предпринимателя и показывает возможные стоп-факторы получения помощи: например, задолженность в два-три рубля, о которой владелец предприятия может даже не знать», — рассказала Юлия Ждан, заместитель генерального директора АО «Корпорация «МСП».

По словам Юлии Ждан, к 2030 году по всем совокупным программам бизнес, как планируется, сможет получить более 5 трлн рублей льготного финансирования, из них около 2,5 будут направлены на отрасли, формирующие экономику предложения. «Это обрабатывающее производство, это наши отечественные бренды, компании, которые формируют городскую экономику, IT, малые технологические компании. Еще одна крайне важная сфера — индустрия гостеприимства, поскольку есть огромный спрос на развитие внутреннего туризма. Не секрет, что малые и средние компании создают необходимую инфраструктуру, это гостиницы, глэмпинги, общепит, различные точки притяжения, которые формируют туристический поток в регионах. Мы планируем сохранить наши действующие финансовые программы, которые показали свою эффективность и востребованность», — резюмировала эксперт.

Одной из самых известных общественных организаций, поддерживающих российских предпринимателей, является «Опора России». Эксперты «Опоры России» помогают малому и среднему бизнеса выстраивать эффективное взаимодействие с государственными органами.

«Мы как общественная организация, которая существует уже 22 года , одной из основных задач видим обеспечение взаимосвязи органов власти и бизнеса по условиям, формату и всему, что связано с господдержкой. Причем эта обратная связь в две стороны работает. Когда, например, какая-то мера государственной поддержки вводится или уже введена, мы можем дать обратную связь, как она работает, какие сложности есть у бизнеса в получении мер, какая господдержка нужна. С другой стороны, мы доводим до бизнеса, до конкретных предпринимателей по всей стране, информацию о том, какие существуют программы помощи. Надо сказать, что 10-15 лет назад мы проводили опросы предпринимателей и замеры, насколько хорошо предприниматели знают о подобных мерах. Информированность была на уровне 25-30%. Сегодня уровень осведомленности вырос, однако информации стало очень много, и предпринимателю сложно в ней разобраться. Поэтому мы стали говорить о том, что нужен единый портал с информацией по всем мерам поддержки. Мы сейчас получаем это в виде цифровой платформы „Корпорация ‘МСП’“ или в виде портала ГБУ „Малый бизнес Москвы“. Там можно получить исчерпывающую информацию, и она будет актуальна, ей можно доверять», — обратил внимание в ходе дискуссии заместитель исполнительного директора «Опоры России» по правовым вопросам и экспертизе Иван Ефременков.

Сдержанные финансовые стратегии

Бизнесу необходима кредитная поддержка, поэтому банки адаптируют стратегии работы с клиентами из сектора МСП с учетом текущих экономических реалий.

«Центральный банк  стремится избежать дальнейшего роста инфляции, и поэтому заинтересован в замедлении темпов корпоративного кредитования. При этом рост расходов бюджета привел к росту валового ВВП. Темпы роста промышленного производства в России по итогам 2023 года составили 3,5%, в первом полугодии 2024 года — 4,4%. Есть компании, которые показали рекордную прибыль по итогам 2023 года, получив рост на 33%. К чему я веду? До сих пор есть компании, которые могут брать кредиты даже при действующей ключевой ставке ЦБ 21%. В то же время призываю всех предпринимателей, принимая решение о кредитовании, здраво оценить рентабельность своего бизнеса», — прокомментировала Юлия Волгина, управляющая бизнес-группы банка «ВТБ».

Как отметила эксперт, предпринимателям стоит использовать пакеты комплексного обслуживания в банках. Кредитные учреждения стараются предоставлять таким клиентам займы на более лояльных условиях и в целом относятся к ним максимально бережно.

 В то же время банки по-прежнему готовы поддерживать бизнес, особенно инновационные идеи и жизнеспособные предпринимательские концепции.

«Если у вас есть бизнес-идея, но вы остановились на пороге открытия своего дела, то сейчас государство дает для этого все необходимые ресурсы и возможности. Это и кредитное плечо, которое позволяет получить льготное фондирование, несмотря на все возникающие вопросы с бюджетированием части программ. Это гарантийная поддержка, так как не у всех коллег есть возможность предоставить какой-то залог. Также есть возможность всегда это получить дистанционно нажатием одной кнопки. За последние четыре года активно развивается цифровой онлайн-продукт. Наша скоринговая система анализирует данные из открытых источников, и вы получаете предложение за 30 секунд, вскоре у вас уже деньги на счете. Главное — сформулировать хорошую бизнес-идею, направление с перспективой развития на ближайшие три-пять лет», — заключил Евгений Елисеев, начальник отдела партнерских программ среднего и малого бизнеса, департамента продуктового и технологического развития МСП в Промсвязьбанке.

 

Анна Жирикова

Руководитель проектов ВЦИОМ

Социолог по образованию (специалитет - красный диплом, аспирантура РГГУ). Преподаватель социологии. Более 10 лет в социально-политических исследованиях, 9 лет во ВЦИОМ. Руководила несколькими сотнями исследовательских проектов. Принимала участие в благотворительных pro bono исследованиях.

Темы исследовательского интереса: территориальное развитие регионов РФ, туризм, инвестиционная привлекательность регионов, поддержка малого и среднего бизнеса в регионах РФ.

К странице эксперта
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07