Предложенные Министерством просвещения РФ инициативы по сохранению исторической памяти подрастающим поколением вызвали бурные обсуждения и неоднозначные оценки как в профессиональном сообществе, так и среди широкой общественности. Согласно опросу ВЦИОМ, больше всего поддержки и нейтрального отношения среди россиян получила инициатива по поднятию флага и исполнению гимна перед учебной неделей (59% отнеслись положительно, 24% — отрицательно, 13% — безразлично). Введение уроков, посвященных специальной военной операции на Украине, вызвало чуть меньше одобрения (51% положительно, 37% отрицательно, 5% безразлично). А вот в отношении уроков истории с первого класса у россиян преобладают отрицательные оценки: их дали 49% против 42% положительных, безразличными остались 6%. О том, какие подводные камни могут быть у изначально положительных инициатив, — в комментарии Александра Снегурова, историка, заслуженного учителя РФ, кандидата психологических наук, доцента МГПУ.
В предложении о проведении церемонии поднятия флага и исполнении гимна в общеобразовательных школах заложен в целом хороший воспитательный ресурс, однако, необходимо учитывать ряд почти технических, но очень важных деталей. Такого рода церемония должна проходить при определенном настрое, в комфортной для ребят и педагогов атмосфере, ни в коем случае не в спешке. Подобную атмосферу вряд ли удастся организовать на еженедельной основе, ведь саму церемонию предполагается проводить в присутствии всех детей школы в едином месте (зал или школьный двор), а не по отдельным классам. Но не все учебные заведения — мы же имеем в виду и большие школы, и малокомплектные, и сельские, — обладают возможностью собрать всех детей в одном месте в определенное время перед уроками.
Кроме того, подобное мероприятие предполагает вдохновенное выступление кого-то из представителей педагогического состава, общественности или, может быть, ученического совета. Просто поднимать флаг и петь гимн без какого-либо вступительного слова не имеет особого смысла. Таким образом, учитывая факторы сбора детей, выступление кого-либо из среды учеников, педагогов, родителей или администрации, непосредственно поднятие флага и пение гимна, — мероприятие вряд ли займет 5 минут. Необходимо еще и понимать саму аудиторию школьников: недобросовестные ребята будут аргументировать опоздание на первый урок тем, что они были на поднятии флага; всегда окажутся опоздавшие на само мероприятие, желающие пообщаться с товарищами, обменяться новостями. Все это вряд ли позволит сосредоточить внимание на церемонии. Она, конечно, все равно состоится, но — казенно, а формальностей в современной российской школе и так предостаточно.
Так что ряд технических накладок может не позволить организовать церемонию так, как это следует делать: при соответствующем настрое и других факторах, необходимых для проведения подобного рода ритуалов. Поэтому было бы разумно сделать проведение данной церемонии не еженедельным, а проводить её в начале и в конце четверти или триместра — и по торжественным случаям, само собой.
Что же касается введения специального курса изучения истории с первого класса, я считаю эту инициативу нецелесообразной. В 6-7 лет у детей еще практически нет жизненного опыта, идет процесс адаптации к школе, психологического привыкания к сверстникам, к самому процессу обучения (ведь переход из дошкольного учреждения в школу — это стресс для большинства детей), и у некоторых первоклассников этот адаптационный период занимает порой целый год.
Реалии таковы: сегодня у многих детей в первом классе еще плохо развиты навыки письма и чтения (некоторые вообще не умеют ни писать, ни читать), отсутствуют представления о категориях времени и пространства, сознание настроено на сказочно-былинный лад — мы же не будем преподносить историю в таком ключе. Психика многих первоклассников очень хрупкая, слабая, а исторические реалии иной раз весьма суровы, и как бы преподаватель их ни сглаживал в попытках адаптировать под данный возраст, они все равно останутся жесткими. К тому же у нас нет достаточного количества специалистов для преподавания на должном уровне столь ответственного предмета.
Сегодня элементы истории содержатся в уже существующих курсах «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Окружающий мир». Резонно опираться на эти ресурсы, возможно, несколько усилив их, а также на широкий ресурс дополнительного образования и на музейные площадки, имеющиеся в большинстве российских школ.
Если говорить об уроке о проведении специальной военной операции на Украине, то на мой взгляд, его следует давать в курсе изучения современной истории России, иными словами, в старших классах. Данный урок может проходить по двум основным сценариям: стандартному (формальному) и в виде дискуссий. Но надо понимать, что такую дискуссию выдержит отнюдь не любой педагог, да и сама она чревата резкими заявлениями, от которых сейчас требовалось бы воздержаться. Провести подобный урок аргументированно, искренне и убедительно смогут единицы педагогов: ведь здесь требуется действовать поистине филигранно, проявляя повышенную ответственность и профессиональное мастерство. Как это делать — никто не научит: ни методичка, ни целевые курсы. Для проведения вышеуказанного урока требуется сочетание внутреннего чутья педагога, его жизненного опыта, философии, воли и эмоций.
Ну а «казенный» урок тоже не нужен: в школе достаточно формализма и имитации. Тем паче, что тема проведения спецоперации так или иначе возникает в школе спонтанно в разных классах, и привлекать к ней дополнительное внимание без осознанного подхода к этому вопросу — излишне.