Аналитический обзор
Фото: Ирина Соколова/ТАСС
Культура

Новации школьного патриотизма: за и против

59% опрошенных россиян поддержали инициативу начинать учебную неделю с поднятия флага и исполнения гимна. Идея преподавать историю в школе начиная с 1 класса находит меньше понимания.
Фото:
Коротко о главном
  • Главная задача современной школы, по мнению россиян, — давать детям знания (83%).
  • 67% уверены, что школа должна участвовать в патриотическом воспитании молодежи.
  • Почти 60% положительно относятся к тому, чтобы начинать учебную неделю в школах с поднятия государственного флага и исполнения гимна (59%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Главная задача современной школы, по мнению россиян, — давать детям знания (83%).
  • 67% уверены, что школа должна участвовать в патриотическом воспитании молодежи.
  • Почти 60% положительно относятся к тому, чтобы начинать учебную неделю в школах с поднятия государственного флага и исполнения гимна (59%).

МОСКВА, 11 мая 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования об отношении россиян к потенциальным нововведениям в российских школах.

Современная школа должна в первую очередь давать знания — считают 83% россиян. Почти три четверти граждан ждут от нее организации досуга детей и обеспечения доступа к спортивным секциям, библиотеке, внеклассным кружкам (72%). Воспитание в учениках моральных качеств назвали 69%, обеспечение их учебниками и учебными материалами — 68%. В том, что школа должна участвовать в патриотическом воспитании молодежи, уверены 67%. Также школа должна побуждать детей к самостоятельному поиску новых знаний (66%) и эффективно организовывать работу учителей (63%). Чуть реже россияне отмечают важность попечительской и аттестационной функций школы — помощь детям из «проблемных» семей назвали 59%, оценку итогового уровня знаний у школьников — 58%.

Россиянам предложили оценить несколько обсуждаемых в настоящее время новаций школьного учебного процесса: исполнение гимна и поднятие флага в начале учебной недели, проведение уроков, освещающих события специальной военной операции России на Украине, введение исторического просвещения с первого класса — сейчас историю начинают изучать только в пятом. Однозначной позиции по этим вопросам в российском обществе на данный момент нет.

Больше всего поддержки и нейтрального отношения получила инициатива по поднятию флага и исполнению гимна перед учебной неделей: 59% относятся к ней положительно, 24% — отрицательно, еще 13% — безразлично.

Чуть меньше граждан положительно относятся к урокам, посвященным событиям специальной военной операции России на Украине, — 51%, 37% относятся отрицательно, 5% безразлично.

В мнении граждан относительно инициативы проведения уроков истории с первого класса преобладают с небольшим отрывом отрицательные оценки: их дали 49% против 42% положительных, безразличными остались 6%.

Россияне, имеющие несовершеннолетних детей и внуков, чаще высказываются положительно об обсуждаемых новациях, чем те, у кого детей и внуков этого возраста нет. Положительно относятся к патриотическому старту школьной недели 65% тех, у кого есть дети до 18 лет, и 51% тех, у кого их нет. Уроки СВО поддержали 56% родителей несовершеннолетних и 46% россиян, у которых детей такого возраста нет. Отрицательно об уроках истории с первого класса чаще высказывались те, у кого нет детей до 18 лет, — 53%. Среди родителей настоящих и будущих школьников мнение об этой инициативе разделилось поровну: по 46% отрицательных и положительных оценок.

27 апреля 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

На Ваш взгляд, какие функции должна выполнять современная школа?

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Давать знания

83

79

84

88

83

79

Обеспечивать доступ к спортивным секциям, библиотеке, внеклассным кружкам

72

65

76

80

67

70

Воспитывать моральные качества

69

69

67

72

70

68

Обеспечивать школьников учебниками и учебными материалами

68

75

72

74

64

63

Воспитывать патриотизм

67

46

54

69

73

75

Побуждать к самостоятельному поиску новых знаний

66

74

73

69

61

62

Эффективно организовать работу учителей

63

65

67

69

59

59

Помогать детям из «проблемных» семей

59

63

63

62

55

58

Оценивать итоговый уровень знаний у учеников

58

56

59

62

56

59

Другое

19

13

15

15

20

25

Затрудняюсь ответить

1

1

1

1

0

3

Сейчас обсуждается несколько новаций, касающихся школ. Как Вы относитесь к следующим предложениям? В начале каждой учебной недели поднимать государственный флаг и исполнять государственный гимн

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

 

У Вас есть несовершеннолетние (до 18 лет) дети/внуки или нет?

 

Все опрошенные

Да, есть несовершеннолетние (до 18 лет) дети/внуки

Нет, несовершеннолетних (до 18 лет) детей/внуков

Скорее положительно

59

65

51

Скорее отрицательно

24

21

29

Скорее безразлично

13

10

16

Затрудняюсь ответить

4

4

4

Сейчас обсуждается несколько новаций, касающихся школ. Как Вы относитесь к следующим предложениям? В начале каждой учебной недели поднимать государственный флаг и исполнять государственный гимн

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее положительно

59

33

45

65

65

65

Скорее отрицательно

24

36

38

21

18

19

Скорее безразлично

13

27

15

12

11

9

Затрудняюсь ответить

4

4

2

2

6

7

Сейчас обсуждается несколько новаций, касающихся школ. Как Вы относитесь к следующим предложениям? Провести урок по специальной военной операции России на Украине

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

 

У Вас есть несовершеннолетние (до 18 лет) дети/внуки или нет?

 

Все опрошенные

Да, есть несовершеннолетние (до 18 лет) дети/внуки

Нет, несовершеннолетних (до 18 лет) детей/внуков

Скорее положительно

51

56

46

Скорее отрицательно

37

34

42

Скорее безразлично

5

3

7

Затрудняюсь ответить

7

7

5

Сейчас обсуждается несколько новаций, касающихся школ. Как Вы относитесь к следующим предложениям? Провести урок по специальной военной операции России на Украине

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее положительно

51

31

28

50

59

68

Скорее отрицательно

37

56

60

42

32

19

Скорее безразлично

5

13

8

4

3

2

Затрудняюсь ответить

7

0

4

4

6

11

Сейчас обсуждается несколько новаций, касающихся школ. Как Вы относитесь к следующим предложениям? Ввести уроки истории с 1 класса. Сейчас историю изучают с 5 класса

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

 

У Вас есть несовершеннолетние (до 18 лет) дети/внуки или нет?

 

Все опрошенные

Да, есть несовершеннолетние (до 18 лет) дети/внуки

Нет, несовершеннолетних (до 18 лет) детей/внуков

Скорее положительно

42

46

37

Скорее отрицательно

49

46

53

Скорее безразлично

6

5

7

Затрудняюсь ответить

3

3

3

Сейчас обсуждается несколько новаций, касающихся школ. Как Вы относитесь к следующим предложениям? Ввести уроки истории с 1 класса. Сейчас историю изучают с 5 класса

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее положительно

42

23

33

39

49

50

Скорее отрицательно

49

65

57

56

43

39

Скорее безразлично

6

11

8

4

4

5

Затрудняюсь ответить

3

1

2

1

4

6

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07