Интерес к предпринимательству у россиян заметно снизился: если в 1992 и 2016 гг. свой бизнес хотели иметь около трети наших соотечественников (31% и 34% соответственно), то сегодня доля желающих заниматься предпринимательской деятельностью снизилась до 23%, из которых только 15% предпринимают реальные шаги к открытию своего дела. Среди основных барьеров для начала собственного бизнеса россияне указывают состояние здоровья, возраст, отсутствие стартового капитала и нужных компетенций. О непростом пути культуры предпринимательства в России и причинах падения интереса к бизнесу среди россиян — в комментарии Даниила Ермолаева, директора по развитию ВЦИОМ-Консалтинг.
Говоря о предпринимателях малого и среднего бизнеса в России, можно выделить три условные группы. Первая — те, для кого развитие собственного дела является своеобразным смыслом жизни. Вне зависимости от внешних условий, они считают, что работа на себя — оптимальная стратегия. Как и все, они могут сталкиваться с трудностями, их компании и проекты могут прогорать, терпеть убытки, но взамен неудавшихся инициатив они создают новые и продолжают упорно развиваться самостоятельно, вне зависимости от внешних условий. Вторая — те, кто старается за счет развития своего дела либо решить конкретную прикладную задачу (например, получить дополнительной доход к зарплате, реализовать неожиданно возникшую идею и т.д.), либо поддается веянию моды — коль уж все открывают свое дело, открою и я. Третья — те, кто становится предпринимателем вынужденно. К этой группе относятся люди, которых перевел на ИП работодатель, работающие в тех отраслях, где работа вне ИП или статуса самозанятого в принципе невозможна (например, сфера озвучивания кино, переводчики-фрилансеры и т.д.). В каком-то смысле те, кто попадает в эту группу, — предприниматели скорее по формальному признаку — они бы с радостью работали как наемные сотрудники, но их ограничили в этой возможности.
Как правило, именно вторая группа в наибольшей степени подвержена изменению собственного мнения в отношении предпринимательства. Это объясняется тем, что в отличие от третьей группы развитие собственного дела для нее — сознательное решение. Однако в противовес первой группе это решение базируется не столько на внутренней потребности, сколько на идеальных и порой несколько мифологических представлениях. Последние, в свою очередь, за последние 30 лет претерпели существенные изменения.
В 1992 году на фоне перехода к новой рыночной модели экономики в развитии собственного бизнеса население видело возможность увеличения дохода и выстраивания относительно комфортного образа жизни (что было особенно актуально на фоне растущей безработицы и экономического кризиса), не задумываясь о сложностях, с которыми придется столкнуться (нестабильность дохода, необходимость работать, зачастую значительно больше, чем будучи наемным сотрудником и т.д.). Сегодня же, после пандемии в 2020-2021 годах, ситуация изменилась — миф о том, что, открыв ИП или ООО, ты сможешь заработать золотые горы, постепенно сменяется уверенностью в том, что доход, конечно, будет, но, вероятно, нестабильный, а для его получения придется прикладывать массу усилий.
Во многом этому способствует тот факт, что «правила игры» на законодательном уровне в России периодически меняются, а программы поддержки малого и среднего бизнеса за ними не успевают. В итоге получается, что начинающий предприниматель как будто живет на вулкане. Для тех, кто входит в первую группу, это состояние не оказывает критического эффекта, чего нельзя сказать о второй. Внесло свой вклад и наследие прошлого — нормативная база, сформированная еще во времена СССР и не соответствующая в полной мере текущей экономической ситуации (на решение данной проблемы была направлена «регуляторная гильотина», анонсированная Д. Медведевым в 2019 году).
Одновременно с этим в общественном сознании изменилась и «карта золотых источников» — в 1990-е и 2000-е казалось, что деньги из государства перешли в частный сектор и, работая на себя, ты потенциально можешь «сорвать куш», в одночасье получив то, ради чего в качестве наемного работника тебе бы пришлось трудиться несколько лет. Сегодня, после кризиса 2008 года, кризиса 2014 года, пандемии 2020-2021 годов и турбулентности 2022-го в общественном сознании все сильнее закрепляется идея, что деньги в России есть только у государства.
Можно сказать, что за прошедшие 30 лет в России так и не сформировалась культура предпринимательства (под культурой в данном случае понимаются четко выстроенные механизмы и негласные правила работы и поведения — по аналогии с культурой агентского бизнеса). Подъем в начале 1990-х быстро сменился ощущением шока в конце десятилетия и усилением в целом традиционного для российской культуры стереотипа «нечестного коммерсанта», который свой капитал не заработал, а «отобрал» / «украл». В начале 2010-х идея о возможности честного и финансово привлекательного заработка за счет работы на себя вновь приобрела актуальность, но уже в начале 2020-х стало понятно, что свое дело, как правило, не приносит должной стабильности, а в период турбулентности это крайне важно.
В итоге получился своеобразный цикл, итогом которого стало снижение интереса к предпринимательской деятельности на 18% (47% не были заинтересованы в открытии собственного дела в 1992 году и 65% не заинтересованы в открытии собственного дела сейчас). И тем не менее все еще остаются 33% тех, кто заинтересован в открытии своего дела (10% уже имеют его, 23% хотели бы открыть). Это те люди, которые могут внести существенный вклад в экономику страны, если им должным образом помочь: оказать поддержку при открытии своего дела и сопровождении в первые годы.