Как выяснил ВЦИОМ, россияне в целом благосклонно настроены к роботам — особенно если они могут взять на себя часть домашних дел. 54% наших сограждан были бы не прочь использовать устройства с машинным разумом для упрощения домашнего быта. Что роботы умеют делать уже сегодня, а чего не смогут никогда — в интервью генерального директора «Корпорации роботов» Артура Зархи.
«Мы не осознаем, как быстро роботы проникают в нашу жизнь»
— Какие неочевидные для большинства людей возможности есть сегодня у роботов? Существуют ли робот-няня, робот-психотерапевт, робот — персональный ассистент и другие?
— Современные роботы активно применяются в разных сферах жизни, в том числе за пределами заводских цехов, где они уже стали привычным явлением. Существуют роботы-хирурги, которые проводят сложнейшие операции с минимальным вмешательством, расширяя возможности оператора-человека. Например, робот типа дельта позволяет хирургу с беспрецедентной точностью управлять микроскопическими инструментами через небольшие разрезы.
Мы даже не осознаем, как быстро роботы проникают в нашу повседневную жизнь. Прямо сейчас робот-бариста готовит до 100 чашек кофе в час с идеальной точностью дозировки и температуры — при этом работает без перерывов и больничных.
Складские роботы произвели настоящую революцию в логистике, обрабатывая тысячи заказов ежедневно. Они перемещаются под стеллажами, поднимают их и доставляют к операторам в режиме нон-стоп, сокращая время комплектации заказа с часов до минут. Роботы телеприсутствия позволяют руководителям физически присутствовать на совещаниях в разных городах в электронном теле со встроенным экраном и камерой. В отличие от обычных деловых «созвонов», такой подход создает эффект физического присутствия и позволяет бизнесмену, к примеру, осмотреть помещение или визуально оценить результат работы без необходимости лично приезжать на объект. Особенно примечательны роботы-консьержи, которые уже работают в прогрессивных отелях. Они отвечают на вопросы гостей, предлагают рестораны и достопримечательности, учитывая личные предпочтения, а робот-доставщик доставляет в номера заказы из ресторана или забытые зубные щетки.
Существуют даже роботы-актеры, способные участвовать в театрализованных постановках, роботы-официанты, которые доставляют и забирают еду, а также роборыбы, созданные для подводных исследований. Уже сегодня такие роботы представлены в Москве, на «Робостанции». Современные роботы — это уже не научная фантастика, а работающие решения, которые постепенно становятся доступнее и формируют новый стандарт комфорта на работе и дома.
«Через 15-20 лет появятся по-настоящему универсальные роботы»
— По Вашим прогнозам, как будет выстраиваться экспансия робототехники в повседневную жизнь россиян?
— Что касается именно сервисных роботов, то они будут активно внедряться в публичных пространствах: роботы-консультанты в банках и торговых центрах, роботы-уборщики, автоматизированные системы в ресторанах быстрого питания.
Домашняя робототехника будет развиваться постепенно: от простых устройств вроде роботов-пылесосов к более сложным системам. Надеюсь, что через десять лет в домах россиян появятся роботы-помощники, способные выполнять базовые задачи по дому: приготовление простых блюд, сушка, сортировка и складывание постиранного белья, базовая уборка. Более того, в России довольно высокий уровень цифровизации, что создает благоприятные условия для развития робототехники.
— Будут ли роботы в будущем мультифункциональными: не робот-пылесос, а полноценный помощник, который может выполнять разные задачи, расставлять приоритеты? По сути, он должен обладать разумом, приближенным к человеческому…
— Безусловно, будущее за мультифункциональными роботами. Уже сейчас мы видим первые шаги в этом направлении, а именно активное развитие разработки гуманоидных роботов, которые обладают потрясающей подвижностью и способностью выполнять сложные физические задачи. По функциональности они приближены к возможностям человека.
Переход от узкоспециализированных роботов к универсальным помощникам будет не только количественным, но и качественным скачком и прогресса в целом, и прикладных решений для бизнеса в частности. Для этого потребуются прорывы сразу в нескольких областях: искусственном интеллекте, механике, энергетике и материаловедении.
Ключевое отличие мультифункционального робота от сегодняшних моделей — способность к обучению и адаптации. Современный робот-пылесос не может помыть посуду, потому что это принципиально разные задачи с разными алгоритмами. Универсальный домашний робот должен будет освоить десятки операций и уметь переключаться между ними.
Я ожидаю, что через 15-20 лет появятся первые по-настоящему универсальные роботы, способные распознавать предметы в неструктурированной среде, манипулировать ими и принимать базовые решения о приоритетах задач. Однако до полноценного «человеческого» мышления им будет еще очень далеко — они будут выглядеть скорее как очень продвинутые инструменты, чем как равноценная замена человеку.
«Роботизация может сделать наше общение более человечным»
— Если роботы будут такими, зачем тогда человеку человек? Как роботизация может повлиять на взаимоотношения между людьми?
— Роботизация неизбежно изменит характер человеческих отношений, но вряд ли устранит их как явление. Скорее, она сменит фокус нашего внимания на то, что действительно уникально во взаимодействии людей друг с другом.
Я искренне надеюсь, что, когда рутинные задачи и функциональное общение («принеси то», «сделай это») будут делегированы машинам, мы сможем больше времени уделять эмоциональной связи, совместному творчеству и разговорам на темы, которые действительно волнуют нас. Парадоксально, но роботизация может сделать наше общение более человечным, освободив от функциональных аспектов взаимодействия.
Важно понимать, что человеческие отношения ценны не только функционально. Разделенная радость, взаимная поддержка, совместное преодоление трудностей — все это создает глубинные связи, которые робот не может заменить. Роботы могут имитировать эмпатию, но не могут по-настоящему разделить ваш опыт, поскольку сами его не переживают.
В конечном счете роботизация, вероятно, сделает нас более избирательными в человеческих контактах: мы будем искать в них то, что не могут дать машины — подлинное понимание, сопереживание и непредсказуемость живого общения.