Как выяснил ВЦИОМ, более 90% жителей столицы в той или иной степени осведомлены о работе промышленных предприятий в городе. Впрочем, это ожидаемо: промышленность — это все то, что мы едим и носим, на чем передвигаемся из одного района в другой. В то же время образ промышленной столицы в глазах людей отличается от образов городов — гигантов производства. Какой москвичи видят промышленность своего города — в комментарии директора по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилла Родина.
Москвичи видят то, что близко
«Москва не Челябинск и не Екатеринбург, не Магнитогорск и не Новотроицк: промышленная составляющая не ключевая черта образа нашей столицы. При этом заводы в Москве есть, их немало, и подавляющее большинство граждан — 92% — знают о существовании в городе тех или иных производств.
Как показало наше исследование, при общем высоком уровне информированности структура видения жителями промышленного полюса Москвы во многом определяется потребностями и жизненным циклом самих москвичей. Хмурым утром нам просто необходим батон свежеиспеченного хлеба к завтраку — именно поэтому мы отлично знаем, какие в Москве хлебозаводы и какой из них печет самый мягкий «Дарницкий». Кстати, именно пищевая промышленность находится в топе производственной осведомленности москвичей: 73% знают или хоть что-то слышали о столичных предприятиях этого сектора. Москвичи едят, а значит, пищевая промышленность находится в фокусе их внимания.
Тенденцию подтверждают следующие позиции рейтинга. Высокий уровень информированности столичные жители демонстрируют относительно производства одежды, товаров повседневного спроса, автомобилестроения. Буквально — о всем том, что для комфортной жизни нужно самому горожанину.
„Москвич“ обогнал всех
Большое значение при этом играет узнаваемость самого промышленного бренда. Если судить по данным ВЦИОМ, то наибольший кредит узнаваемости получают те бренды промышленной продукции, которые вызывают у москвичей устойчивые культурные ассоциации — из собственного детства, из книг и фильмов. Как говорится, кто сопереживал любовным волнениям Новосельцева и Людмилы Прокофьевны, тот никогда не забудет фабрику „Большевичка“, костюмы производства которой наводили такой ужас на секретаршу Верочку. Кстати, про бренд „Большевичка“ вспомнили 4% опрошенных, что, надо сказать, немало по сравнению с сотнями других московских брендов, которые опрошенные не упомянули вовсе.
Впрочем, по-настоящему повезло сегодня не „Большевичке“, а тем брендам, которые, имея узнаваемую историческую и культурную основу, в новых геополитических реалиях попали на остриё потребительской повестки.
Такой счастливый билет достался автомобильному бренду „Москвич“. По итогам опроса ВЦИОМ, именно этот промышленный бренд является самым узнаваемым для жителей столицы. Большое внимание к марке, конечно, обусловлено геополитическими и последовавшими за ними рыночными переменами. Изменения, которые произошли с самим продуктом этого бренда, легли на благодатную почву новой импортозамещаемой реальности. Так что москвич „Москвича“ теперь не только видит издалека, но и пристально следит, потому что, во-первых, интересно, а во-вторых, надо ведь на чем-то ездить.
Также в тройку чаще всего упоминаемых брендов вошли «Красный Октябрь» и Московский нефтеперерабатывающий завод, известный как «Капотня» (хотя, справедливости ради, Капотней называется район города, где расположен завод, а не само предприятие). Чаще жители Москвы называли предприятия или товары наиболее известной им пищевой промышленности — заводы или группы продуктов, напитков. Отдельно упоминались кондитерские предприятия, хлебопекарные и мясо-молочные комбинаты.
Москвичи также традиционно узнают бренды, которые проводят масштабные рекламные кампании, такие как Московский ювелирный завод. Это может говорить об эффективности подобных кампаний.
Какие заводы хотят видеть в городе москвичи
Как показывают данные ВЦИОМ, наибольшие опасения на фоне строительства в городах новых заводов вызывает экологическая составляющая[1]: это в понимании россиян главный из возможных недостатков развития промышленности рядом. Вероятно, этим фактором руководствовались москвичи, составляя свою промышленную „карту желаний“ для города. Более 70% жителей Первопрестольной считают, что в Москве должны производиться продукты питания, напитки и посуда. 67% выступают за развитие производств фармацевтической продукции, витаминов, медицинских средств. 65% считают хорошим делом выпуск на территории столицы микроэлектроники, в том числе чипов для банковских карт и других устройств. 61% уверены, что в столице нужно производить одежду и обувь. Как мы видим, москвичи отдают предпочтение технологичным производствам, которые могут быть компактно размещены на территории и, самое главное, смогут встроиться в городскую среду».
[1] ВЦИОМ. Новости: Новая индустриализация: за и против