Эх, не тот город называют культурной столицей! Лишь 10% опрошенных жителей Москвы за последний год НЕ принимали участие в культурных мероприятиях. Недавнее исследование АЦ ВЦИОМ в партнерстве с Российским институтом театрального искусства — ГИТИС показало: москвичи живут свою лучшую культурную жизнь! Как новые форматы театральных событий вовлекают в искусство все больше горожан, читайте в аналитике АЦ ВЦИОМ.
Культурная рутина
Посетить постоянную экспозицию, знакомую с детства, а на следующий день зайти на новую выставку, затем поехать в парк, а по дороге остановиться у уличной сцены спектакля прямо на одном из городских бульваров… Такова культурная рутина москвичей! Как показало исследование АЦ ВЦИОМ, проведенное в партнерстве с Российским институтом театрального искусства — ГИТИС, 88% опрошенных жителей столицы за последний год посещали хотя бы одно культурное мероприятие. Чаще всего называли посещение музея, выставки: это самая массовая форма приобщения к культуре. Популярны и мероприятия в городских парках, усадьбах, театры и кинотеатры, а также приобщение к искусству на открытых площадках.
Театр москвичи посещают в среднем 4,6 раза в год. «Мужчины ходят в театр чуть меньше четырех раз в год, женщины — даже больше пяти раз. Разрыв не очень большой, но он существует. По возрастным характеристикам картина более-менее ровная, но есть одна возрастная когорта, которая выделяется большей активностью: это группа 45-54 года, в ней каждый второй в течение последнего года хотя бы однажды посещал культурное учреждение либо мероприятие. На любви к театру позитивно сказывается высшее образование: 45% от числа обладателей университетских дипломов бывали в этом году на культурных мероприятиях. Среди остальных — только 22%», — очертания портрету театрала дал генеральный директор Аналитического центра ВЦИОМ, декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Федоров.
Приобщиться к искусству по дороге с работы
Культурная жизнь в Москве бьет ключом: по количеству, жанровому разнообразию спектаклей, арт-событий и выставочных проектов российской столице, пожалуй, нет равных во всем мире. Что особенно важно, новые событийные форматы не сталкиваются с эффектом пресыщенности, а, напротив, востребованы у аудиторий.
В этом году таким якорным культурным событием (которое, впрочем, как влитое встроилось в городскую среду, если судить по данным исследования) стал международный открытый фестиваль на улицах Москвы «Театральный бульвар». Программа фестиваля охватила 92 дня — с июня по август 2025 года, за это время зрители увидели более тысячи театральных постановок на уличных площадках Москвы.
Как показало исследование АЦ ВЦИОМ, фестиваль «Театральный бульвар» интегрировался в московскую среду — это, в частности, подтверждает высокий уровень осведомленности о проекте: о «Театральном бульваре» знают 65% жителей, больше половины горожан. Таким образом, фестиваль, как отмечают эксперты, стал важным инструментом формирования позитивной городской идентичности.
Москвичам подобный событийный формат в целом пришелся по душе: большинство опрошенных посетителей позитивно относятся к использованию городских уличных пространств как театральных площадок (такую идею озвучили 93% опрошенных) и высоко оценивают интеграцию площадок фестиваля в городское пространство. Позитивное впечатление подтверждается и высокой готовностью рекомендовать посещение фестиваля — 74% посещавших мероприятия поставили 8-10 баллов по шкале от 1 до 10 (среди опрошенных на площадках мероприятия — 92%).
Что интересно — самыми довольными зрителями фестиваля оказались те, кто не планировал посещение постановки заранее, а просто проходил мимо.
«Если взять посетителей фестиваля „Театральный бульвар“, которых мы опрашивали на площадках, то здесь всё разделилось практически поровну. 49% планировали заранее, 50% зашли по пути случайно. Привлекает сам формат мероприятия, в том числе и случайных прохожих. Как правило, им нравится. Так что у роста аудитории „Театрального бульвара“ есть потенциал за счет позитивных рекомендаций. Рекомендации обычно работают. Кстати, максимально позитивное отношение и готовность рекомендовать характерны не для тех, кто заранее планировал посетить фестиваль, а для тех, кто зашел по пути. Это такая нечаянная радость», — прокомментировал данные исследования Валерий Федоров.
Культурный магнит
Очевидно, подобные форматы театральных событий позволят еще больше повысить вовлеченность жителей города в культурную жизнь: в московские театры могут прийти новые аудитории, которые искусством Мельпомены заинтересовались благодаря уличным форматам.
Действительно, как отмечают эксперты, фестиваль стал своего рода магнитом для вовлечения новых зрителей в театральную культуру: он не только поддерживает интерес постоянной аудитории, но и стимулирует рост культурного участия среди тех, кто ранее относился к театру скорее как к эпизодической практике досуга. Если среди горожан в целом 34% отметили, что в следующем году планируют чаще ходить в театр, то среди посещавших мероприятия фестиваля таких 50%.
«Были опасения, что после такого замечательного фестиваля больше никто в театр не придет. Кто же пойдет в театр и будет платить за это деньги, если в следующем году снова можно будет 92 дня совершенно бесплатно смотреть разные театральные постановки? Здесь надо сказать огромное спасибо Правительству Москвы и Сергею Семеновичу Собянину – за то, что пошли на этот достаточно смелый эксперимент. Все эти опасения полностью опровергаются и исследованием, проведенным АЦ ВЦИОМ, и наблюдениями по итогам фестиваля „Театральный бульвар“. Как оказалось, проект только способствует росту интереса к театрам в целом. Ни дождь, ни ветер, ни холод, когда летом этого года в Москве было +11-12 градусов, не мешали не только проведению спектакля, но и дискуссиям после: люди оставались, чтобы поделиться своими взглядами, узнать мнение других зрителей», — рассказал ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС Григорий Заславский.
Фестивали на открытых площадках действительно могут стать мощным триггером интереса к театру для молодых аудиторий. По сути, доступность и открытый формат, а также положительный образ события в глазах других горожан становятся культурными агентами театра, в том числе среди тех, кто раньше не отрывал взгляд от рилсов и шортсов в соцсетях. Все это превращает фестиваль в стратегический ресурс реализации городской культурной политики.
