МОСКВА, 10 октября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ в партнерстве с Российским институтом театрального искусства – ГИТИС представляет результаты опроса о вовлеченности москвичей в театральную жизнь столицы.
Культурные практики столичных жителей |
Культурная жизнь столицы бьет ключом: каждый день в городе проходят десятки фестивалей, концертов, выставок и спектаклей на любой вкус. По результатам исследования Аналитического центра ВЦИОМ, москвичи этими возможностями активно пользуются и участвуют в культурной жизни столицы: за последний год подавляющее большинство опрошенных посещали хотя бы один из десяти тестируемых в исследовании культурных объектов (88%). Театр наряду с музеями и мероприятиями в парках/ усадьбах вошел в топ-3 наиболее популярных типов культурных мест (55%, 42% и 42% соответственно). Столичные театралы в среднем бывают на спектаклях 4,6 раза в год, причем с возрастом тяга к театральному искусству растет: посещаемость в молодежной среде (18–35 лет) в среднем составляет 3,5 раза в год, а среди старшего поколения (60+ лет) – 5,4.
Среди жителей столицы отчетливо выражен запрос на организацию культурных мероприятий на открытых площадках: шесть из десяти опрошенных горожан хотели бы, чтобы на них чаще проходили театральные фестивали (61%).
Главный театральный фестиваль города глазами москвичей |
Вот уже два года Москва радует москвичей и гостей столицы международным фестивалем «Театральный бульвар», успевшим стать местом притяжения для всех, кто хоть немного интересуется театральным искусством. Он предлагает участникам не только насладиться театральными постановками, но и прикоснуться к закулисной жизни, в рамках мастер-классов попробовать себя в разных творческих амплуа – актёра, декоратора, режиссёра и пр. Согласно полученным данным, о фестивале в той или иной степени наслышаны 65% горожан, посетить мероприятия фестиваля удалось 15%, или примерно каждому седьмому москвичу. О положительном опыте участия в фестивале свидетельствует высокая готовность рекомендовать «Театральный бульвар» к посещению: 74% посетителей оценили ее на 8-10 баллов из максимальных десяти.
Большинство наслышанных о фестивале видят в нем возможность сделать театральное искусство более доступным: 89% согласны, что бесплатный формат позволяет приобщиться к театральному искусству широкому кругу новых зрителей, 84% – что фестиваль делает театральную культуру доступной для всех москвичей и гостей города.
Прогуливаясь по «Театральному бульвару» |
«Театральный бульвар» привлекает самую разную публику: от заядлых театралов до случайных прохожих. Очный опрос на площадках мероприятия показал, что около половины посетителей планировали визит заранее (49%), остальные зашли случайно, по пути.
К наиболее важным характеристикам фестиваля посетители в первую очередь относят бесплатный формат (94%), большое количество площадок в центре города (93%), возможность познакомиться с театральными коллективами и со спектаклями театров регионов России (90% и 89% соответственно).Три сюжета, которые произвели на посетителей наибольшее впечатление: содержание фестиваля (70% ответов, в т.ч. игра актеров, мероприятия, интересные постановки и пр.), организация (36% ответов, в т.ч. бесплатный вход, удобное расположение и пр.) и атмосфера (18% ответов, в т.ч. доброжелательность, масштабность, заинтересованность публики и пр.). Подавляющее большинство посетителей с разной степенью уверенности заявили о своем желании посетить фестиваль в следующем году (96%).
Посетители фестиваля в основном позитивно относятся к использованию городских уличных пространств как театральных площадок (93%) и высоко оценивают интеграцию площадок «Театрального бульвара» в городское пространство (60% оценивают интеграцию на «отлично», 34% - на «хорошо»).
«Театральный бульвар» соответствует высоким ожиданиям аудитории не только по содержанию, но и по уровню сервиса. По итогам опроса посетителей, удовлетворенность организацией мероприятия и комфортностью условий для зрителей близится к абсолютной (96% и 95% соответственно), что подтверждает важность комплексного подхода, где эстетика и содержание дополняются удобством и вниманием к деталям, что формирует у горожан позитивный имидж фестиваля.
«Театральный бульвар» способствует повышению интереса к театральному искусству: намерение посещать театр чаще в следующем году выразил почти каждый второй посетитель фестиваля (48%), что существенно выше, чем среди москвичей в целом (34%).
Таким образом, фестиваль «Театральный бульвар» позволяет приобщиться к театральному искусству широкому кругу новых зрителей. Он способствует формированию устойчивых практик посещения театра, снижает барьеры входа для новых аудиторий и укрепляет восприятие театра как доступной и актуальной формы досуга. Высокая востребованность формата позволяет говорить о целесообразности расширения географии фестиваля.
Автор: Людмила Карпова
«Фестиваль «Театральный бульвар» – новый проект Правительства Москвы, в этом году ставший самым продолжительным фестивалем в мире: его программа впервые охватила 92 дня – все лето 2025 года. За два года своего существования он стал не только главным культурным событием лета, но и одним из инструментов городской политики, демонстрируя, как театральное искусство может эффективно способствовать формированию городской идентичности. Фестиваль делает театр доступным, формирует новую театральную аудиторию, включая тех, кто ранее не посещал театры, а также создаёт образ Москвы как одного из ведущих центров уличного театра в мире. Этот масштабный проект наглядно отражает переход от восприятия театра как отдельного учреждения к пониманию театра как городского феномена».