Сложные темы в мировоззренческих и духовных коннотациях, развитие России как государства-цивилизации, особенности политического устройства, многонациональность и многоконфессиональность нашей страны – эти и другие важные для осмысления молодых россиян аспекты узнают студенты-первокурсники в рамках нового модуля «Основы российской государственности». По данным ВЦИОМ, большинство россиян инициативу одобряют: 68% сограждан считают такой модуль нужным. Как разрабатывался новый курс, и насколько молодые россияне готовы воспринять такую информацию – в комментариях экспертов.
С 1 сентября в образовательные программы по всем направлениям подготовки бакалавриата и специалитета для студентов первого курса включен модуль (дисциплина) «Основы российской государственности». Новая дисциплина разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Госсовета в декабре 2022 года.
Как показал опрос ВЦИОМ, две трети наших сограждан считают новый учебный курс нужным. При этом 7 из 10 россиян хотели бы, чтобы их дети или внуки освоили курс «Основы российской государственности» (72%)». Новый курс уже стартовал в высших учебных заведениях страны.
Как отмечает доцент кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Олег Яхшиян, создание модуля стало уникальным кейсом в истории российской высшей школы: подготовка преподавателей к работе со студентами по новому предмету заключалась в их активнейшем вовлечении в разработку и самого содержания дисциплины, и методики преподавания.
«В духе лучших традиций российской цивилизации новую дисциплину разрабатывали «соборно», сообща – в рамках проекта «ДНК России» несколько тысяч преподавателей были привлечены к различным мероприятиям на базе опорных университетов и в Москве, и в федеральных округах. Профессорско-преподавательский корпус сориентирован не на монолог, а на диалог, на использование интерактивных методик, на учет региональной специфики», – рассказал Яхшиян.
По словам эксперта, предназначение новой дисциплины – помочь первокурсникам обдумать и обсудить важнейшие вопросы мировоззренческого, духовно-ценностного порядка, поразмышлять о специфике исторического развития нашего Отечества, о самобытности России как государства-цивилизации, о политическом устройстве Российской Федерации, о соотношении национально-государственной (гражданской) и этнической, религиозно-конфессиональной идентичностей, о национальных интересах и приоритетах национального развития, об основных идеологиях современности и их адекватности задачам развития страны, о вызовах будущего.
«Дисциплина направлена на формирование у студентов системы знаний, навыков, умений и ценностей, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу и развитием чувства патриотизма и гражданственности. Курс «Основы российской государственности» задумывался и разрабатывался как мультидисциплинарный, на пересечении истории, политологии, философии, социологии, права и других социогуманитарных наук», – резюмирует доцент кафедры государственного управления и политических технологий ГУУ.
Как рассказал эксперт, в короткие сроки были подготовлены и изданы учебно-методический комплекс и два учебных пособия по дисциплине «Основы российской государственности»: одно – для студентов естественно-научных и инженерно-технических специальностей, другое – для студентов, изучающих социогуманитарные науки. При этом Минобрнауки России, эксперты и руководители проекта «ДНК России» намерены внимательно мониторить «обратную связь», в том числе – проводить опросы и социологические исследования в студенческой среде по основным содержательным маркерам нового курса.
Введение новой дисциплины вызвало дискуссию в среде профессорско-преподавательского состава и научных кругов российских вузов о ее необходимости и целесообразности, констатирует Олег Судоргин, директор института госполитики ГУУ.
«Мнения как всегда самые полярные – от возврата к советской идеологической системе и «доминанты силы» до противодействия «либеральному фашизму». Реальная картина иная. Несмотря на целый ряд преподаваемых в системе высшей школы гуманитарных дисциплин – история, философия, основы социологии – уровень знаний студентов о причинах и условиях появления, становлении и развитии государства российского, мягко говоря, крайне невысок. Причина заключается в том, что подача истории западноевропейских государств и России, к примеру, отличается только объемом информации, что абсолютно недостаточно для образованного человека и гражданина», - считает Судоргин.
По его мнению, необходимо четко усвоить разницу в системе хозяйствования, обусловленную географическими условиями и формирующую менталитет населения, а в последующем – и политическую систему на территории.
«Надо говорить об уникальности нашего государства и не стесняться этого. Стоит объяснить причины совместного проживания различных по своим культурным особенностям народов в едином государстве: что сплотило столь разнообразные территории и людей, какая идея легла в основу, какая власть этому способствовала и как все это произошло, - высказывает мнение эксперт, - мы должны разъяснить, что любое государство имеет свои особенности, обусловленные внутренними и внешними обстоятельствами. Именно поэтому некорректно ставить вопросы, почему в России – одно, в США – другое, в Арабских Эмиратах – третье».
По мнению Судоргина, дисциплина должна сформировать у студентов четкую и ясную картину взаимосвязи экономики, социума, культурного кода населения и принципов власти в России.