МОСКВА, 20 сентября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, что думают россияне о новом вузовском курсе «Основы российской государственности».
Новый учебный год — новые предметы |
Начавшийся учебный год привнес много нового в российскую систему образования. Причем нововведения коснулись не только школьников (подробности — в недавнем опросе ВЦИОМ), но и студентов. В частности, речь идет о введении новой дисциплины для первокурсников «Основы российской государственности», которая направлена на «формирование у обучающихся системы знаний, навыков, умений и ценностей, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу и развитием чувства гражданственности»[1]. Россияне в большинстве своем одобряют запуск нового учебного курса в российских вузах — в ходе опроса две трети наших сограждан назвали его нужным (68%).
Польза от введения учебного предмета видится им в первую очередь в получении дополнительных знаний о своей стране и ее истории (32% и 24% соответственно среди назвавших курс нужным). Каждый шестой в этой группе полагает, что новый предмет будет способствовать патриотическому воспитанию учащихся (17%). Еще 10% посетовали на слабую подготовку в образовательных учреждениях («плохое образование», «молодежь ничего не знает»); по-видимому, в их представлениях введение новой дисциплины позволит решить эту проблему и заполнить пробелы в знаниях студентов. Реже опрошенные говорят о пользе курса для общества («будет более образованный народ» — 6%), расширении кругозора (5%), а также его важности, нужности и пользе (4%). Таким образом, несмотря на то, что на новую дисциплину в том числе возлагаются идеологические и воспитательные функции, для россиян она прежде всего представляется источником новых знаний для студентов.
Молодые люди 18-24 лет чаще других поколений считают, что молодежь должна знать о своей стране (42% vs. 28-35% в других возрастных группах), однако о важности изучения истории они говорят в 4-6 раз реже (18-24 лет — 5% vs. 19-29% среди 25-летних и старше). |
По мнению 16% россиян, изучать основы российской государственности в российских вузах не нужно. Самый популярный аргумент в этой группе — «бесполезный предмет», «в жизни не пригодится» (28% из числа назвавших курс ненужным). Еще 17% видят в новом предмете пропаганду, а 16% вовсе полагают, что исчерпывающие знания о российской государственности можно получить в рамках смежных дисциплин (история, обществознание и др.). Встречалось также мнение, что данный курс будет отвлекать студентов от основных занятий (13%) и что в вузах нужно обучаться по специальности (12%).
История, патриотизм и политическое устройство |
Более половины наших сограждан смогли предложить темы, которые, по их мнению, важно затронуть в рамках новой дисциплины (57%). Основной запрос россиян к авторам-составителям курса — история страны (25%, среди молодежи 18-24 лет — только 8%), в частности советской эпохи — 2%. Далее с заметным отрывом следует не менее обширная тема — патриотизм (5%), к которой можно также отнести всевозможные поводы для гордости за страну — победы в войнах (3%) и герои Великой Отечественной войны (3%), выдающиеся исторические личности (2%), достижения России в широком смысле слова (2%), культура и искусство (2%). Еще одна группа ответов — политическое устройство современной России: часть опрошенных считают важным рассказать студентам о законодательстве (4%), государственном строе (4%), правах и свободах (2%), принципе разделения властей (2%) и выборах (2%).
Еще 43% россиян затруднились назвать темы, которым было бы важно обучаться в рамках нового учебного курса, среди россиян с неполным средним образованием эта доля в 1,5 раза выше (68%).
Все лучшее — детям! |
Опрос показал, что 7 из 10 россиян хотели бы, чтобы их дети или внуки освоили курс «Основы российской государственности» (72%). Чаще такое желание декларируют женщины (75% vs. 68% мужчин), представители старшего поколения 60+ лет (85%), жители сел (82%), активные телезрители и приверженцы смешанной модели медиапотребления (ТВ и интернет) — 86% и 82% соответственно.
Еще 11% ответили, что не хотели бы, чтобы их дети или внуки прослушали новый учебный курс (в Москве и Санкт-Петербурге — каждый пятый — 21%), тогда как каждый десятый вовсе относится к такой возможности безразлично (10%). Наиболее скептично к новой дисциплине настроены молодые люди 18-24 лет — каждый четвертый из их числа говорит о нежелании (26%) и безразличии (25%).
[1] С 1 сентября запущен курс «Основы российской государственности». Новости Министерства науки и высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/72464/.
«Полученные результаты — ожидаемые. В условиях сильных патриотических настроений и общественной мобилизации усиливается запрос населения на идеологию. Новый курс с фокусом на обществоведческое и историческое образование соответствует этому запросу.
Текущие оценки курса “Основы российской государственности” носят авансовый характер. Их динамика будет зависеть от качества реализации. Можно предположить, что качество преподавания курса станет одним из важнейших показателей оценки вузов и оценщиками будут студенты. Для вузов это сложная задача, потому что далеко не каждый преподаватель сможет прочитать этот курс “с огоньком”, формализм будет заметен.
Введение нового предмета — лишь один из шагов по перенастройке обществоведческой подготовки в системе высшего образования, но даже этот шаг нуждается в серьезном методическом сопровождении, разработке большого комплекса новых образовательных материалов, способных сделать этот курс по настоящему ярким и интересным. Очевидно, ВЦИОМ еще не раз будет обращаться к данной образовательной новации».