Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Общество
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Когда папа (не) подарил квартиру

Наши сограждане стараются дать своим детям буквально все — свою любовь и время, возможности для развития и даже более того: отдельную жилплощадь. Многие считают необходимым обеспечить потомков собственным жильем, едва ли не постелив таким образом красную ковровую дорожку на входе во взрослую жизнь. Насколько востребованы сегодня квартиры «на вырост», как часто родители помогают взрослым (или намеренно не помогают) детям решить квартирный вопрос и какие воспитательные паттерны за этим стоят — в аналитике ВЦИОМ.

Забота или инвестиция?

Как выяснил ВЦИОМ, 22% наших сограждан уже помогли купить жилье своим детям или сейчас находятся в процессе. Еще больше россиян — 33% — имеют такие планы в будущем. Эксперты отмечают: сделки с недвижимостью для подрастающего или уже выросшего ребенка — распространенная практика. Причем чаще всего выбор заботливых родителей падает на новостройки. “Значимая доля продаж строящегося жилья (до 40% от всех квартир) сейчас приходится на программу семейной ипотеки. Средний метраж таких сделок (45-50 кв. м) не превышает показателей для рынка в целом (хотя чем больше домохозяйство, тем большая жилплощадь ему требуется). То есть многие из таких продаж — это инвестиция в будущее детей и/или финансовое подспорье в моменте: семья продолжает жить в старой квартире, а студию или однушку в новостройке сдает”, — рассказал ВЦИОМ Алексей Попов, руководитель «Циан. Аналитики».

Валерия Мозганова, руководитель отдела «Недвижимость» радиостанции «Business FM», в свою очередь, поясняет: случаи, когда родители обращаются к застройщикам с целью приобретения квартиры для своих детей, нельзя назвать слишком частыми (по крайней мере, эта категория покупателей точно не является ключевой), но и особенно редкими их тоже не назовешь. «Довольно распространен, например, вариант, когда родители покупают недвижимость для себя и заодно — для детей, как бы на вырост. И чем больше „возможности“ ЖК совпадают с „потребностями“ родителей в части приобретения первой квартиры, тем охотнее они будут рассматривать вариант покупки второго лота (как правило, значительно меньшей площади) в этом же проекте», — поясняет Мозганова. ​ 

Возраст детей в данном случае не играет особой роли, считает эксперт: «Наверное, про недвижимое будущее совсем уж малышей мало кто будет задумываться всерьез, но вот подростки — уже вполне „целевая аудитория“, тем более что многие из них, как гласят профильные исследования, вовсе не считают аренду решением жилищного вопроса и прямо говорят, что хотели бы иметь квадратные метры в собственности. Естественно, пока ребенок не достиг возраста, когда сможет жить отдельно от родителей, приобретенная квартира чаще всего сдается в аренду, хотя бы частично отбивая деньги, потраченные на ее покупку».

Эксперты уверены: покупку жилья своим детям в нынешних условиях сложно назвать полноценным инвестиционным инструментом. Скорее, такие сделки нацелены на то, чтобы обеспечить потомство «своим углом», а заодно — сохранить накопления, пусть и не приумножая их. «Называть родителей-покупателей инвесторами не стоит, поскольку их ключевая цель все-таки лежит не в финансовой плоскости. Да и вообще на рынке недвижимости в сегодняшнем его состоянии вложение средств в жилой сегмент может по-прежнему считаться вариантом сохранения, но никак не приумножения средств, по крайней мере в краткосрочной перспективе», — уверена Валерия Мозганова.

Инструменты господдержки для взрослеющих детей

Родители, планирующие помочь детям в решении жилищного вопрос — не всегда люди солидного возраста и капитала: для многих молодых семей окно возможностей в этом направлении открывают государственные меры поддержки — такую тенденцию отмечает старший консультант «ВЦИОМ-Консалтинг» Ольга Мельник. «Согласно данным опроса, более высокий процент тех, кто считает, что родители обязаны обеспечить детей собственным отдельным жильем (17%), среди возрастных групп 25-34 и 35-44. Это как раз те возрастные диапазоны, когда люди вступают в брак, планируют заводить детей или дети только родились (особенно в группе 25-34), что предполагает распространение мер государственной поддержки на данные группы, такие как материнский капитал и программы семейной ипотеки. По данным Росстата (2022 год) почти половина получателей материнского капитала (49,6%) тратят его на улучшение жилищных условий», — поясняет эксперт «ВЦИОМ-Консалтинг».

В случае, если такая семья уже имеет собственное отдельное жилье, то получение господдержки зачастую располагает к вложению средств на покупку дополнительной недвижимости, как для ребенка, так и для получения выгоды от сдачи жилья, считает Ольга Мельник. «В данном случае исследовательский интерес можно углубить в части того, какие типы жилья в большей степени покупаются для детей различных возрастных категорий – первичное или вторичное жилье. Вероятно, что для молодых семей с маленькими детьми и собственным жильем наиболее выгодными является покупка первичного жилья на начальных этапах, с более поздним сроком сдачи, что выходит значительно дешевле покупки готовой или почти готовой квартиры. У такой семьи нет необходимости скорой эксплуатации жилья, что располагает к медленному ожиданию получения ключей», - резюмирует старший консультант «ВЦИОМ-Консалтинг».

Куда ведут благие намерения

Границы родительского долга — вопрос спорный. Отношение к теме очерчивается не только идеологическим пониманием правильного жизненного пути, но и финансовыми возможностями конкретной семьи: далеко не всякая «ячейка общества» может купить своим потомкам собственную жилплощадь. В то же время в нашем культурном коде помощь детям с жильем имеет скорее позитивную коннотацию, такие выводы позволяют сделать данные недавнего опроса ВЦИОМ.

Родил зайку и обеспечил ее лужайкой — впрочем, у этого преисполненного пасторальной благодати жизненного сценария, как оказалось, есть и противники. Как показало исследование ВЦИОМ, 29% россиян не планируют помогать детям с приобретением жилья — такой позиции придерживается четверть опрошенных.

Интересная деталь: почти половина сторонников этого мнения — жители столицы. Чем объясняется столь очевидное стремление москвичей дать возможность своим детям самостоятельно добиваться жизненных целей, набивать шишки и проживать типичные сценарии? Очевидно, немаловажным фактор — высокая стоимость квартир в Москве: не у всех семей, в том числе с подрастающими детьми, получается самих себя обеспечить устраивающей жилой площадью, что уж говорить о такой покупке для младшего поколения семьи.

Возможно, это не единственная причина. Москва — один из самых больших и стремительно развивающихся городов мира: дороговизна жизни здесь соседствует с большими возможностями развития и потребительским размахом. Это неизменно влияет и на трансформацию гендерных ролей в семье, и на модели семейного быта, и на паттерны родительства. Как отмечалось в аналитике ВЦИОМ, среди современных родителей становится все более явным стремление к эгалитарной модели семьи: как и все относительно новое для нашего социума, первые уверенные проявления такой модели можно чаще всего увидеть в столице и больших городах.

Еще один паттерн современного родительства — смещение фокуса от детоцентричности к сбалансированному включению интересов детей и каждого из родителей в общий семейный контекст. Все больше родителей приходят к тому, что не нужно приносить свои интересы в жертву счастью детей, куда как лучше быть разумными счастьедержателями для всей семьи. Концепция жилищной самостоятельности отлично вписывается в этот тренд, ведь кто знает, какую нематериальную цену заплатили те ответственные мамы и папы, которые большими усилиями все же купили жилье детям?

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07