Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Общество
Фото: Олег Елков/ТАСС

Как новости сводят нас с ума?

Они повсюду: в смартфоне и в телевизоре, в обсуждениях и в головах. Только закроешь крышку — они вновь выплывают на тебя, словно реки молочной каши в сказке про горшочек, которому нужно срочно перестать варить. Это новости. Все узнают их по-разному, по-разному их воспринимают, но так или иначе новостной контент во многом формирует нашу картину мира. Всегда ли эта картина объективна? Рассуждаем в аналитике ВЦИОМ.

Садимся на ПП! Информационное

Согласно исследованию Аналитического центра ВЦИОМ, текстовые онлайн-новости — неотъемлемая часть ежедневного информационного ритуала россиян, активно пользующихся интернетом. Абсолютное большинство опрошенных обращаются к новостям ежедневно (84%): новости с нами всегда, равно как и мы всегда с новостями. Эта тенденция в равной степени прослеживается для разных поколений, хотя сам характер потребления новостей в разных возрастных группах различается.

Как показал опрос ВЦИОМ, 63% молодых россиян просматривают новости несколько раз в день, и это чаще, чем остальные россияне: среди более старших на постоянной новостной «игле» сидят 55% населения. Наши молодые сограждане читают новости кратковременно, обычно несколько раз в день, стараясь уложиться в 30 минут, при этом основное потребление сдвинуто на вторую половину дня. Старшее поколение и россияне в целом подходят к чтению новостей более сосредоточенно, преимущественно в утренние часы.

Наши старшие сограждане потребляют новостной контент медленнее и осознаннее. Молодежь также сильнее страдает от усталости из-за информационного шума и активнее пытается соблюдать информационную гигиену — и этот факт, по мнению экспертов, может только положительно влиять на общую картину окружающей действительности, которая формируется в сознании человека новостным фоном. Впрочем, осознанность в потреблении новостей остается понятием загадочным, — утверждает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

«Понятие осознанности потребления новостей, мне кажется, немного загадочно. По крайней мере, если анализировать интерпретацию новостей, то мне она представляется более осознанной, осмысленной именно в более молодом поколении, учитывая привычку фильтровать новости. Я думаю, здесь важен вопрос целеполагания. Если брать старшее поколение, то сказывается, во-первых, привычка к потреблению больших новостей, а во-вторых, некая потребность с помощью новостей подтвердить собственную картину мира. Что касается более молодых поколений, то они идут скорее за форматом. Удобный формат предлагает новости — они читают новости; предлагают демотиваторы — они смотрят демотиваторы, и так далее. Плюс для старшего поколения новости — это в значительной степени политические новости, а более молодые поколения росли в условиях такого дробления функционального пространства, когда политика не была нашим всем, а существовал большой объем специализированного контента по самым разным неполитическим темам», — считает Виноградов.

Хочешь понять правильно — понимай сам

Новости формируют наше видение окружающей действительности или они служат своего рода мастихином, с помощью которого мы шлифуем свою реальность — делаем ее или дружелюбной, со скругленными углами, или агрессивной, с тревожной кнопкой на каждом выступе? Сами по себе медиа скорее не могут формировать для аудитории параллельную реальность, — уверены эксперты, несмотря на то что общий уровень достоверности и объективности информации, транслируемой в массовое поле, снизился.

«Что касается фантомных новостей, тема на сегодня выглядит немножко перегретой. Да, безусловно, уровень достоверности информации в целом снизился и в медиа, и в интернете, и в социальных сетях, и в комментариях. И эта зона в большей степени стала пространством для манипуляций. В то же время мы пока не видели критически значимых примеров заведомо ложных или шуточных новостей. И, наверное, если тенденция распространения ложных новостей будет набирать силу, просто снизится значение новостей в нашей жизни и в нашей повестке», предполагает президент Фонда «Петербургская политика».

Эксперты ВЦИОМ подтверждают: подверженность дезинформации не зависит ни от форматов медиапотребления, ни даже, как это ни странно, от принадлежности к возрастным группам (отдельную оговорку следует сделать лишь относительно самых старших групп населения, которые традиционно и по понятным причинам более уязвимы к внешним атакам, в том числе информационным).

«Ключевым неожиданным выводом нашего исследования стало то, что подверженность „фантомным новостям“ (ложным или искаженным) совершенно не различается между молодежью и россиянами в целом. Это означает, что ни скорость потребления, ни его формат не защищают от такого эффекта. Причины феномена и его последствия требуют дополнительных качественных исследований, при этом в перспективе он потенциально способен изменить всю модель новостного контента. Важно также сказать о критериях выбора новостей. Главным фактором, определяющим, прочтет ли человек новость, является ее субъективная важность для него лично. Ярким примером этому служит новость о том, что искусственный интеллект возглавил районную администрацию, которая оказалась наименее интересной как для всех россиян в целом, так и для зумеров — ее отметили как важную лишь 3% опрошенных в каждой группе», — подчеркнул Даниил Ермолаев, директор по развитию «ВЦИОМ-Консалтинг».

Что ж, никакие связи не сделают ножку маленькой, а душу — большой. Точно так же никакие новостные форматы, новые и старые, не помогут нам увидеть мир объективным, если здравое восприятие действительности не сформировано в наших головах. Принять сегодняшнюю реальность — быстро меняющуюся, неоднозначную, многоаспектную, но по-своему интересную, — помогут критическое мышление и привычка мыслить и размышлять, вместо того чтобы автоматически потреблять чье-то уже готовое умозаключение.

«Возможная уязвимость перед фантомными новостями и поверхностный просмотр новостных лент подчеркивают необходимость развития медиаграмотности и критического мышления, чтобы сохранить реальную картину мира в условиях информационного потока. Этот тренд свидетельствует о том, что будущее новостной среды — за балансом между скоростью потребления и осознанностью, способностью самостоятельно и критически оценивать информацию», — подчеркивает эксперт Аналитического центра ВЦИОМ Яна Ширяева.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07