МОСКВА, 19 июня 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу Дзена представляет результаты опроса россиян, активно пользующихся интернетом, о потреблении новостей.
Новостей много не бывает |
Согласно исследованию аналитического центра ВЦИОМ, текстовые онлайн-новости — неотъемлемая часть ежедневного информационного ритуала россиян, активно пользующихся интернетом. Абсолютное большинство опрошенных обращаются к новостям ежедневно (84%). При этом поколение цифры* оправдывает свое название и действительно живет в информационном потоке: 63% просматривают новости несколько раз в день, и это чаще, чем остальные россияне (55%).
* Поколение цифры — это те, кто родился «с гаджетами в руках» (с 2001 г. и позднее). Изучение их медиапривычек дает понимание того, как трансформируется цифровая культура. Особый интерес в этом контексте представляет самый популярный контент — новостной. |
В целом среди россиян, активно пользующихся интернетом, около трети читают текстовые новости один-два раза в день, тогда как в поколении цифры таких лишь пятая часть, то есть поколение цифры предпочитает более частый «микродозированный» формат потребления информации.
Новости с утра до вечера |
Ключевой драйвер полного прочтения текстовых новостей — социальная значимость: 80% россиян и 70% в поколении цифры готовы полностью прочесть новости, которые кажутся важными. Однако интерес к полному прочтению текстов у молодежи на 10 п.п. ниже, что косвенно подтверждает мнение о клиповом мышлении зумеров. Этот тренд свидетельствует в том числе о том, что поверхностное потребление («просмотр по диагонали», «заголовки») популярнее среди представителей цифрового поколения (26% vs. 19% среди россиян в целом). Кроме того, они реже готовы дополнительно изучать материалы, переходить по ссылкам (10% vs. 15% среди россиян). В то же время молодежь в 2,5 раза чаще читает новости, присланные друзьями (10% vs. 4% среди россиян). Треть в обеих группах (30–33%) изучает комментарии и обсуждения, что указывает и на важность социокультурного контекста, и на желание сверить свое мнение с сообществом.
Чаще всего россияне читают новости без привязки ко времени, в любой момент — 41%, а среди зумеров таких еще больше (48%). Около трети предпочитают «утренние» новости, каждый пятый — «вечерние», перед сном. Зумеры проявляют дополнительную «новостную» активность в послеобеденные часы (25% vs. 18% россиян в целом), видимо, это специфика их режима дня — возвращение после учебы. В целом такие данные отражают гибкость потребления контента и стремление зумеров интегрировать новости в свой распорядок без привязки к чему-либо.
Поколение цифры, хотя в целом и читает новости чаще, но уделяет им меньше времени, чем россияне в целом: предпочитая короткие погружения, молодежь в общей сложности отводит на чтение новостей не более получаса в день (71% vs. 57% всех россиян). Тогда как среди россиян четверо из десяти тратят на новости в день от получаса до двух часов и даже более (40% vs. 26% среди зумеров).
Обобщая полученные данные, можно сказать, что с большой долей вероятности среднестатистический активный в интернете россиянин имеет следующую модель потребления текстовых новостей: чтение новостей в течение дня, в среднем от 20 до 60 минут, чаще утром и вечером (после сна и перед сном). Если новость не очень важная, чтение ограничится анонсом или «сканированием по диагонали», если важная — то глубокое чтение, возможно с переходом по ссылкам и поиском дополнительных материалов, часто с участием в комментировании.
О цифровой гигиене |
Привычка осознанно фильтровать новости пока не стала массовой. По собственным оценкам, около половины (в том числе в поколении цифры) придерживаются ее частично, несистемно. Регулярный цифровой самоконтроль декларируют около четверти в обеих группах, и практически столько же признались, что никак не ограничивают потребление новостей.
Основные мотивы цифровой новостной гигиены — экономия времени и снижение уровня стресса и тревожности (больше половины). Защита от фейков и манипуляций мотивирует примерно четверых из десяти в обеих группах, тогда как «информационный шум» и усталость побуждают к фильтрации чаще поколение цифры, как и стремление сохранить концентрацию и продуктивность. Можно сказать, у зумеров цифровая гигиена чаще связана не с отдыхом от новостей, а с желанием лучше управлять вниманием и работать эффективнее.
О фантомных новостях |
В ходе исследования были сгенерированы новости, которые никогда не существовали, но были созданы на базе самых просматриваемых новостей Рунета. В целом такое явление, как «фантомные новости» — «ощущение, что новость была, а потом пропала», — встречали 65% россиян. При этом почти каждый четвертый (23%) утверждает, что такое явление встречал довольно часто, и 42% сталкивались с фантомными новостями один-два раза.
Респондентам последовательно предъявлялись три списка с заголовками новостей по шесть в каждом из списков (четыре новости были истинные, а две ложные, фантомные). Участники исследования должны были определить знакомые новости по памяти без верификации в интернете.
Рейтинг «узнаваемости» ложных новостей следующий:
- Минпросвещения сократит школьную программу: обществознание заменят курсом домоводства (23% россиян и 36% зумеров).
- Власти объявили о новом налоге в сфере ЖКХ: «Реформа в системе оплаты отопления» (13% россиян и 16% зумеров).
- ВОЗ признала кофеин «веществом, вызывающим зависимость, сравнимую с никотином» (6% россиян и 13% зумеров).
- Искусственный интеллект возглавил районную администрацию: «Люди уволены за неэффективность» (по 3%).
- Работодателям разрешат увольнять сотрудников за слишком частые переработки (3% россиян и 9% зумеров).
- Аптеки начнут продавать лекарства по подписке: «Очень удобно для контроля состояния здоровья» (3% россиян и 2% зумеров).
Во-первых, зумеры чаще указывали, что встречали несуществующие новости, возможно, потому что их стратегия чтения новостей более поверхностная, «заголовочная», а плотный информационный поток способствует «фантомному» узнаванию.
Во-вторых, уязвимость к несуществующим новостям зависит от тематической релевантности. С большей долей вероятности пользователи сети заинтересуются заголовком на социально значимую и «близкую» тему, будь то образование, которое «постоянно» реформируется, или ЖКХ, где тарифы регулярно растут. При этом сенситивные темы здоровья, сложные темы технологий в сочетании с абсурдностью (ИИ-чиновник) не вызывают доверия у читателей.
В-третьих, упоминание авторитетных источников, по-видимому, повышает доверие к заголовку новости (Минпросвещение, власти, ВОЗ).
Дзен |
Четверо из десяти россиян, активно пользующихся интернетом (40%), несколько раз в неделю и чаще просматривают материалы в «Дзене» (ранее назывался «Яндекс. Дзен»), в том числе более четверти (27%) делают это ежедневно. Интерес к ресурсу одинаково высок среди мужчин и женщин и растет вместе с возрастом россиян. Уже после 35 лет каждый третий (33%) несколько раз в неделю и чаще читает материалы «Дзена», после 45 лет показатель увеличивается до 50% и достигает максимума в группе 65+ (57%). Иными словами, для аудитории 35+ «Дзен» — один из основных источников новостной информации.
Автор: Татьяна Смак
«Результаты исследования показывают, что российское информационное пространство стало максимально гибким и фрагментированным: поколение цифры предпочитает короткие, микродозированные новости, а более зрелая аудитория активно использует платформы вроде Дзена для ежедневного погружения в новостную повестку.
Высокая уязвимость к фантомным новостям и поверхностный просмотр новостных лент подчеркивают необходимость развития медиаграмотности и критического мышления, чтобы сохранить реальную картину мира в условиях информационного потока. Этот тренд свидетельствует о том, что будущее новостной среды — за балансом между скоростью потребления и осознанностью».