Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Общество
Фото: из личного архива эксперта

Форсайт: как заглянуть в будущее в условиях всеобщей неопределенности

За последний год ВЦИОМ провел серию мероприятий в рамках форсайта «Будущее исследовательской индустрии». О том, что такое форсайт и почему он нам сегодня так необходим, мы поговорили с модератором форсайт-сессий - доктором психологических наук, заведующим лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Тимофеем Нестиком.

Сборка картины мира

Заглянуть в будущее хотят сегодня все – от крупных энергетических компаний и банков до пищевой индустрии. И, прежде всего, это связано с трансформацией ценностей: меняются представления о том, где генерируется прибыль, как выглядят границы отрасли и куда они смещаются. Пандемия, переход к бесконтактной экономике, использование систем искусственного интеллекта – все это существенно изменило нашу жизнь. Но технологические изменения – это только вершина айсберга, за ними стоят серьезные социальные и культурные изменения, поэтому так важно увидеть, что называется, «всего слона». И тогда на помощь приходит форсайт.

Форсайт – это целая система мероприятий, практически непрерывный процесс, направленный на развитие и поддержание способности сообщества или компании всматриваться в происходящее за линией горизонта, поддерживать чувствительность к едва слышным пока сигналам приближающихся перемен. Форсайт-сессия, в свою очередь, - это лишь элемент общего процесса, «быстрый наскок», когда эксперты собираются для «сверки компасов». Это хороший старт, который дает возможность понять, на каком языке мы должны описывать настоящее.

Не стоит ждать от форсайт-сессий точного предсказания будущего. Основной эффект от такого рода проектов в том, что они позволяют выработать систему координат, в которой данное сообщество сможет интерпретировать происходящее, договариваться о том, какие совместные действия необходимы для того, чтобы учесть эти изменения в своей работе. Самая главная задача форсайта – помочь друг другу увидеть, что впереди не просто линия времени, а множество развилок. Понять, какие критерии необходимо использовать для принятия решений в каждой из этих развилок и какие компетенции потребуются для того, чтобы такие решения принимать.

«Форсайт предшествует разработке стратегии, и он нужен для того, чтобы понять, где, развилки, то есть каков ландшафт, по которому нам предстоит проложить путь. Это мероприятие по сборке картины мира»

Для эффективности мероприятия необходимо, чтобы на площадке форсайт-сессии была воспроизведена вся экосистема отрасли: должны присутствовать игроки и регуляторы рынка, люди, которые, так или иначе, представляют разные заинтересованные стороны, - чтобы они смогли вместе выработать этот язык и договориться о последующих шагах. В основе этого механизма – рефлексия и готовность услышать друг друга. Такое совместное построение экосистемы отрасли позволяет увидеть возможные альтернативные сценарии развития индустрии.

Надо понимать, что когда мы работаем с будущим – мы, в действительности, работаем с нашими сложившимися представлениями о нем, и отсюда вытекает масса психологических ограничений. Мы часто проецируем в будущее то, что наблюдали в своем опыте, опираемся в своих построениях образа будущего на образы из фильмов, фантастических книг и т.д. И надо учитывать, что этот эффект подогревается еще и доступностью информации о технологических изменениях в социальных сетях.

 «Часто в ходе форсайта команда управленцев начинает разговор о долгосрочном будущем своей компании, прежде всего, с технологий. А о поведении людей, о том, какова будет психология человека через те же 5-10 лет, нам говорить сложно, потому что для этого нужен взгляд со стороны»

Именно поэтому для форсайта привлекаются специалисты из самых разных сфер. Инструментарий форсайта очень вариативен: от дойчмаркинга или анализа медиа до работы с отдельными экспертами и широким кругом заинтересованных сторон для апробации идей. Отдельная категория – проективные инструменты. Сегодня многие крупные компании, которые раньше использовали внутренние форсайт-подразделения, обращаются к внешним компаниям для того, чтобы нанятые ими дизайнеры, писатели, сценаристы помогли изобразить сценарии будущего. Различные креативные инструменты позволяют не прогнозировать будущее, а просто придумать его в деталях таким образом, чтобы оно показалось убедительным.  

Точки роста исследовательской индустрии

В складывающейся новой реальности точки роста – в поиске альянсов. Сейчас мы оказываемся в ситуации, когда важно понять, каким образом мы можем дополнить друг друга. И все это происходит на фоне автоматизации и растущей доступности больших данных. Когда мы встраиваем исследовательские практики в бизнес-процессы, когда это превращается из разового проекта в непрерывный поток, - междисциплинарные команды просто необходимы. Потому что теперь это не просто поток опросных данных – это и цифровые следы, и результаты различных экспериментов, в том числе маркетинговых, с использованием дизайна мышления и различных проективных технологий. Здесь, по существу, начинается охота за балансом между уникальностью и масштабом, комплексностью.

Одновременно и проблемой, и стимулом к развитию становится размытие традиционных сегментаций рынка. Группы сейчас формируются не столько по каким-то имущественным или региональным основаниям, сколько по психологическим, ценностным признакам.

 «В условиях текучей современности группы могут создаваться и распадаться буквально в часы, а основанием для объединения могут быть просто разделенные эмоции, переживания по поводу какой-то новости. Спокойный регулярный такт с замерами по уже сложившейся сегментации перестает работать. Нужен непрерывный процесс отслеживания реакций – и это становится вызовом для исследователей»

В результате деятельности интернет-компаний формируется иллюзия ненужности специалистов в области социологии и психологии в условиях активного развития искусственного интеллекта. Но искусственный интеллект в этой ситуации не панацея: чтобы его обучить, нам все равно нужны люди, социальные аналитики, которые могли бы придумывать новые подходы, схемы, концептуализации. Высокий спрос на такого рода деятельность будет только расти, и это тянет за собой другую проблему – кадровую. Сейчас ни один вуз не в состоянии создать программу, которая удовлетворяла бы требованиям рынка.  Поэтому еще один тренд – это поиск новых способов формирования компетенций, вплоть до значительно более серьезного отношения к системам управления знаниями, к культуре самообучающихся команд, к различным инструментам внутри корпоративных коммуникаций, к инструментам, которые позволяют превратить сеть клиентов в краудсорсинговую сеть поиска решений. Так что впереди довольно много интересного.

Полную версию интервью с Тимофеем Нестиком о форсайте слушайте в нашем подкасте «Переговорка ВЦИОМ»: https://soundcloud.com/user-368730321/forsayt-kak-zaglyanut-v-budushchee-v-usloviyakh-vseobshchey-neopredelennosti

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07